СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Мекебаев А.Х. 1, Муфтаков Р.Д. 1
1Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии» в г. Челябинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Понятие психологическая подготовка включает в себя формирование у личного состава психологической устойчивости, т.е. таких психологических качеств, которые позволяют выполнять боевые задачи в сложных условиях, сопровождающихся опасностью для жизни и фактором внезапности. Морально-психологическая подготовка ‒ комплекс воспитательной работы с военнослужащими. Она основывается на сущности морального фактора, представляющего собой совокупность идеологического, нравственного и психологического компонентов. Соответственно эти же компоненты охватывают и данный вид подготовки [1].

Морально-психологическая подготовка ориентирована на формирование навыков поведения. При этом основное внимание акцентируется на нравственно-этическом аспекте.

Психологическая подготовка личного состава организуется и проводится с целью достижения военнослужащими, воинскими коллективами способности выдерживать высокие нервно-психические, психологические и физические нагрузки и действовать по предназначению в условиях непосредственной опасности.

При этом решаются задачи: 1) выработки устойчивых навыков владения оружием, боевой техникой, обучения личного состава умелым, решительным и инициативным действиям в боевой обстановке; 2) формирования у воинов представлений о предстоящих боевых действиях, возможных действиях противника и изменениях обстановки; 3) формирования психологической способности преодолевать страх и противостоять панике.

Цели и задачи психологической подготовки военнослужащих достигаются путем максимального приближения содержания учебно-боевой деятельности к условиям боевой обстановки. В сознании воина создается психический образ, представляющий собой психологическую модель действия (боя). Это достаточно сложный во времени процесс отражения не только объективной действительности, но и воссоздание ранее пережитых, увиденных образов, с целью построения будущей деятельности воина, адекватной реально сложившейся ситуации.

Регулятором такой деятельности выступают мотивы и потребности военнослужащего, его установка, а операциональной структурой ‒ профессиональные действия. При этом очень важно учитывать, что образ выполнения того или иного действия определяется как его предметным содержанием (куда, как, с кем идти, что взять с собой), так и его значимостью для военнослужащего (а надо ли туда идти) [2].

Можно прекрасно быть подготовленным в профессиональном отношении с точки зрения умения водить, летать, осуществлять походы и т.д., иметь достаточно развитые профессиональные качества, но если не будут развита понятийная основа модели предстоящих действий, являющаяся первоосновой смысловой установки на поведение в бою, с большой достоверностью можно утверждать, что с должной эффективностью задание выполнено не будет.

Успешность действий воина во многом зависит от того, насколько сформированные у него психические образы соответствуют реальной действительности. Для этого воин должен чувственно наполнить психический образ модели боевой работы: выполнять практически действия в ходе тренировок, учений, стрельб, пусков ракет днем и ночью. В этих условиях можно широко использовать методы позволяющие закрепить образную основу модели боя посредством закалки необходимых профессионально важных качеств.

В науке сформировалось значительное число различных подходов к пониманию организации и проведению психологической подготовки. Психологическая подготовка осуществляется в ходе воспитания (воспитательными структурами), обучения (органами боевой подготовки) и при проведении мероприятий собственно психологической подготовки. Наряду с обучением и воспитанием, в процессе которых частично осуществляется психологическая подготовка, решается ряд задач, позволяющих нам сделать вывод, что она является самостоятельной, имеет свои пути, средства, формы и методы (аутотренинг, накопление представлений о ситуациях боя и адаптация к ним, психокоррекция, психореабилитация и др.). Именно данное обстоятельство зачастую вносит некоторую неопределенность в вопросы, касающиеся организации психологической подготовки.

С улучшением эмоционально-волевого контроля у личного состава возрастает уверенность в своих способностях преодолевать трудности и достигать поставленной цели. Уверенность в себе, своем оружии, командирах и товарищах помогает точнее оценивать боевую ситуацию, эффективнее использовать на практике свои знания, навыки и умения. Это свидетельствует о психологической подготовленности к выполнению боевой задачи.

С началом боевых действий у психологически подготовленного военнослужащего происходят изменения в психическом состоянии, актуализируются необходимые психические качества, повышается психическая активность, конкретизируется нацеленность на преодоление трудностей предстоящего боя.

На завершающем этапе психологической подготовки достигается мобилизация психики военнослужащих, направленная на активную деятельность с высоким коэффициентом надежности. Командир подразделения должен оценить степень психологической готовности, как отдельных воинов, так и всего коллектива.

Психологическая подготовка военнослужащих к несению службы осуществляется поэтапно.

Этап подготовки. За 2 - 3 дня до боевого дежурства психолог осуществляет контроль за тем, чтобы лица с нервно-психической неустойчивостью не были включены в состав подразделений, заступающих на боевое дежурство или в караул.

Вырабатывает предложения командирам подразделений по проведению инструктивно-методических занятий с личным составом смены боевого дежурства, караула, заступающих на боевое дежурство (в караул), с целью повышения психологической готовности военнослужащих к несению службы. При этом указывает факторы, негативно влияющие на личный состав, характерные ошибки и затруднения при несении службы, а также комплекс упражнений и приемов, формирующих необходимые качества.

В день заступления на боевое дежурство (в караул) должностные лица оценивают морально-психологическое состояние личного состава, характер взаимоотношений в воинском коллективе, уровень конфликтности между отдельными военнослужащими и делают выводы о психологической готовности личного состава к заступлению на боевое дежурство (в караул). При необходимости обращаются за помощью к психологу [3].

Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле. Психолог, при необходимости, (по решению командира воинской части) оценивает психологическое состояние личного состава и при обнаружении негативных психологических явлений принимает меры по их устранению. Изучает условия несения боевого дежурства, караульной службы и вырабатывает предложения по их оптимизации.

Этап после смены с боевого дежурства (караула). Психолог, при необходимости, оценивает функциональное состояние личного состава и проводит мероприятия по его коррекции в комнате психологической разгрузки. Должностные лица обеспечивают полноценный отдых и питание личного состава в соответствии с требованиями общевоинских уставов в целях восстановления психических и физических сил военнослужащих, сменившихся с боевого дежурства (караула).

В ходе несения боевого дежурства, гарнизонной и караульной служб необходимо проявлять бдительность. Под бдительностью принято понимать такое психологическое состояние военнослужащего, при котором он способен предвидеть, распознать и своевременно предотвратить ущербные действия в отношении охраняемого объекта.

Бдительность предполагает глубокое понимание задач караульной и внутренней служб, осознание их значимости; непримеримость к нарушителям внутреннего порядка и правил несения караульной службы; знание способов вероятных действий нарушителя, наиболее опасных направлений ит.д.; умение распознавать за внешне безопасными факторами возможные преступные замыслы; способность предвосхитить развитие неблагоприятной ситуации и предугадать назревающее происшествие.

К неблагоприятным факторам, понижающим бдительность относятся:

– невысокая степень вероятности наступле6ния негативных последствий в ходе несения служб в мирное время;

– привыкание к угрозе нападения и внезапной смене обстановки;

– переоценка собственных возможностей и недооценка противника;

– монотонность режима постоянного ожидания;

– утомление организма в результате длительного напряжения или недостаточного отдыха;

– отвлечение внимания на размышления о личных проблемах и др.

«Внутренним врагом» бдительности является сон. Сонливость провоцируется условиями относительной изоляции, монотонным напряжением внимания, подсознательным стремлением создать внутренний комфорт, концентрацией внимания на телесных ощущениях. Психологическое обеспечение боеготовности войск подразумевает и квалифицированное противодействие боевым стрессам, развивающимся вследствие ощущения угрозы нормальному течению жизни, физическому и психическому здоровью.

Таким образом, Всесторонняя подготовка к ведению боевых действий предполагает не только процесс овладения военнослужащими боевой выучкой и профессиональным мастерством, физической закалкой и выносливостью, но и подготовку сознания, психики воина к ведению боевых действий. Морально-психологическая подготовка тогда дает желаемый результат и эффект, когда она организуется и поводится непрерывно, комплексно и целеустремленно, когда в ее интересах используются все формы, методы и средства воспитания.

Литература

  1. Бадэко В.И. Управление повседневной деятельностью соединений и частей. Лекция, М.: ВУ. – 2000. – 22-24 с.

  2. Бублик Л.А., Черных И.И. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений ВС РФ. – М.:ГАВС. – 2014. – 42 с.

  3. Ивасюк В.А. ППР во время стрельбы // Военный вестник. –2011. – №10. – 45 с.

Просмотров работы: 2473