ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.

Габасов Р.Р. 1
1Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждая эпоха вырабатывает определенную систему ценностей. Материальные и духовные ценности составляют необходимое условие для жизни человека и социума, а ценностные ориентации группируются в зависимости от преобладающей тенденции в обществе. Ценность, прежде всего, - это жизненная и практическая ориентация личности, помогающая ей устоять перед лицом тяжелых жизненных испытаний. Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты, придают смысл жизни. Поляризация ценностей ставит личность в положение выбора жизненных установок, как мы видим из эпохи постмодерна, эпохи коренной ломки вековых ценностных ориентаций. Однако ценности не первичны, они производны от соотношения мира и человеческой личности, выражая то, что в мире, включая и то, что значимо для личности. Постоянная в ходе жизни переоценка ценностей является закономерным результатом диалектики жизни, изменения, перестройки взаимоотношений личности с миром, прежде всего с другими, с обществом. Однако не только в связи с конкретной ситуацией, а в связи с восхождением, развитием, становлением человеческой личности может быть понята история актуализации одних ценностей и низвержения других. Процесс разрушения системы ценностей, в свою очередь, является свидетельством деградации личности. Значение предметов и явлений и их «смысл» для личности есть то, что детерминирует поведение, которое может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Личность, подчиняясь социальным нормам, регулирующим поведение, прекращает быть собой, становится абсолютно похожей на других. Подобная потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере большинства современных людей. В итоге сформировался такой тип людей, который получил название «массового человека». Ценности индивида в основном формируются в раннем детстве. Их источник - это, прежде всего, те люди, которые окружают ребенка. Первые представления о том, что правильно, а что ложно чаще всего формируется под влиянием поведения и мнения родителей, и основа ценностных ориентации, как правило, закладывается внутри семьи. Видя поведение родителей в спокойные и напряженные моменты, в минуты горя и радости, сравнивая их поступки и слова, дети начинают многому подражать. Через мир семьи они пытаются понять различия между хорошим и плохим, добром и злом, они ищут способы преодоления пока еще детских проблем. До определенного возраста взгляды ребенка очень схожи с тем, как поступают и что говорят его родители. Так осознание плохого и хорошего, правильного и не правильного формирует у ребенка конкретные ценности, присущие только ему. Далее ценности выстраиваются в некоторую структуру и становятся ценностной системой или ориентацией личности. По мере взросления ребенок все больше сталкивается с другими ценностными системами, и это неизбежно изменяет некоторые, а иногда и многие из его ценностей. Именно в подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. В свою очередь совокупность ценностей, устоявшаяся в структуре конкретной личности формирует ценностные ориентации личности или ценностную структуру личности. Каждое общество характеризуется специфической иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу формирования личности, ее ценностных ориентаций. Кроме этого ценностные ориентации являются важнейшим фактором, регулирующим и детерминирующим мотивацию личности. В этом смысле развитые ценностные ориентации являются признаком зрелости личности, показателем меры ее социальности. А неразвитость ценностных ориентаций приводит к непоследовательности в поведении, говорящей о том, что во внутренней структуре личности господствуют внешние стимулы. Таким образом, ценности группируются в зависимости от преобладающей тенденции в обществе. Они навязываются обществом отдельной личности, если личность не принимает общественные ценности, становится изгоем. Люди не просто выбирают ценности, они придают им различную значимость. Поэтому проблема ценностей не может рассматриваться вне связи с такими аспектами проблемы, как соотношение материального и духовного, а, следовательно – природного и социального, без рассмотрения проблемы личности, взаимосвязи личности и общества.

Эпохи различаются не тем, что производится и не тем, как производится, а принятыми системами ценностей. Сами ценности, после того, как они однажды были выбраны, имеют тенденцию превращаться в чрезвычайно консервативное образование. Поэтому подлинная природа ценностей раскрывается не в их обретении, а в их последействии. Выбираемая ценность на период процесса выбора еще не ценность. Она станет таковой, лишь утвердившись в сознании и поведении личности. В наиболее общей форме ценности проявляют себя как предельные основания свободного выбора. Ценностные ориентации людей в большинстве случаев не являются их изобретением, а заимствуются из господствующих систем ценностей, которые правят миром [1]. Несомненно, личность живет в обществе, которое снабжает ее готовыми моделями мышления и поведения, эти стереотипы создают иллюзию смысла жизни. И хотя такие представления в сознании большинства людей сидят очень крепко, однако внушенные стереотипы постепенно утрачивают свою силу, и все чаще не срабатывают. Об этом свидетельствует рост наркомании, снижение уровня интересов, интеллектуальной и творческой активности населения, а также рост преступности, насилия и деструктивности [3]. Обобщая, скажем, что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. Оценивая окружающие блага, человек или социальная группа наделяют их положительным смыслом и вовлекают в ценностное пространство смысла жизни. Социализация и самоактуализацияявляются взаимодополняющими сторонами формирования смысла жизни личности, при все более возрастающей роли саморазвития личности. Поэтому одной из главных задач современной эпохи становится поиск новых смысложизненных ориентиров, что создает такое духовное поле, в котором все стороны жизни личности обрели бы целостность и цель.

Список использованных источников:

1.Анисимов М. Проблема истины и ценностей в историческом познании // CREDO NEW. № 2. 2002. С. 28.

2.Федотова В.Г. и др. Глобальный капитализм: три великие трансформации. Социально-философский анализ взаимоотношений экономики и общества // Вопросы философии. №8. 2008. С. 9.

3.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 25.

4.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. С. 222.

5.Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. М.: Ось-89, 1997.

Просмотров работы: 83