Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во- вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.
В дошкольном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей.
Координационные способности могут рассматриваться как один из наиболее важных компонентов решения двигательных задач, что позволяет управлять движениями и действиями, согласовывая их по усилию, во времени и пространстве для достижения поставленной цели.
Значимость развития координационных способностей объясняется тем, что хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного овладения двигательными навыками, влияя на темп, вид и способ овладения техникой различных двигательных действий, ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Сформированные координационные способности — необходимое условие подготовки дошкольников к жизни, труду, социализации в обществе [51].
В ряде работ исследуются различные аспекты воспитания координационных способностей в процессе организованного физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. В.И. Ляхом (2000) изучены вопросы развития координационных способностей дошкольников и школьников. Вопросы измерения и оценки уровня развития координационных способностей рассматривались в работах А.П. Алябышева (1986), А.Г. Карпеева (1990), В.В. Волынко (1994), Ю.И. Горской (1996), В.И. Ляха (2002) и др.
Сложившаяся противоречивая ситуация между необходимостью развития координационных способностей как базовых способностей для детей дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью методического обеспечения решения этой педагогической задачи - с другой, обусловливает социальную, практическую и научную актуальность проблемы нашего исследования.
Проблема исследования: какова методика развития координационных способностей, применение которой в физическом воспитании дошкольников обеспечит существенное повышение уровня их развития?
Объект исследования: физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – эффективность методики воспитания координационных способностей у детей 5-6 лет средствами гимнастики.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику воспитания координационных способностей у детей 5-6 лет средствами гимнастики.
Гипотеза исследования. Предположено, что повышение эффективности развития координационных способностей у детей дошкольного возраста возможно, если:
выявить и изучить уровень развития координационных способностей детей дошкольного возраста;
применять комплексный подход в подборе средств и методов развития координационных способностей детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения;
использовать средства гимнастики для воспитания координационных способностей.
Исходя из цели и гипотезы работы, были сформулированы следующие задачи исследования:
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования координационных способностей у детей дошкольного возраста.
Теоретически разработать методику воспитания координационных способностей у детей 5-6 лет средствами гимнастики.
Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики воспитания координационных способностей у детей 5-6 лет средствами гимнастики.
Нами использовались следующие методы исследования: анализ научно- методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного типа «105 «Дюймовочка» г. Набережные Челны. Были определены контрольная и экспериментальная группы по 30 человек в каждой.
В ходе педагогического эксперимента занятия в контрольной группе проводились на основе рабочей программы по развитию «От рождения до школы» с использованием традиционной методики развития координационных способностей. А в экспериментальных группах по специально-разработанной методике развития координационных способностей. Физкультурно-оздоровительную работу в ДОУ осуществлял инструктор по ФК. Длительность эксперимента составила 5 месяцев, количество физкультурно-оздоровительных занятий - 40 занятий, которые проходили два раза в неделю по 20-30 минут, в зависимости от возраста испытуемых.
У всех испытуемых до и после педагогического эксперимента измерялись показатели координационных способностей.
Проведенное исследование позволило нам заключить следующее..
Координационные способности проявляются в правильности, быстроте, рациональности и находчивости выполняемых движений и действий.
В дошкольном возрасте интенсивно развиваются следующие виды координационных способностей: точность воспроизведения движений; способность к воспроизведению и дифференцированию пространственно- временных и динамических параметров движений; способность к ориентации в пространстве; способность к быстрому реагированию; способность к статическому и динамическому равновесию; способность к перестроению двигательных действий.
С целью воспитания координационных способностей у детей 5-6 лет нами была разработана экспериментальная методика. Методика состояла из блоков, которые, в свою очередь, состояли из комплексов упражнений: блок упражнений для развития способности к сохранению равновесия; блок упражнений для развития способности к реакции; блок упражнений для развития способности к ориентации в пространстве; блок упражнений для развития способности к дифференцированию.
Основу методики составили средства гимнастики, а именно: строевые упражнения; общеразвивающие упражнения без предметов и с различными предметами (мячи, обручи), выполняемые под музыкальное сопровождение; упражнения в беге, ходьбе, метании, лазании, преодолении препятствий; прыжки (прыжки на месте, из разных исходных положений, на одной ноге, на двух ногах, прыжки с разбега, прыжки с высоты, прыжки через предметы и др.); упражнения на гимнастических снарядах (стенки и скамейки, канаты, лестницы). Все упражнения были систематизированы в блоки с учетом их преимущественной направленности на развитие отдельных видов координационных способностей. Кроме этого использовались игровые упражнения; сюжетно-ролевые и подвижные игры и эстафеты с акцентом на развитие координационных способностей.
Применение разработанной нами методики в учебно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста 5-6 лет обеспечивает положительный эффект и оказывает значимое влияние на развитие координационных способностей занимающихся. Быстрота реакции в экспериментальной группе улучшилась на 13,5%; в контрольной на 4,7%. Способность к сохранению статического равновесия в экспериментальной группе улучшилась на 40,7%; в контрольной на 27%. Способность к дифференцированию мышечных усилий в экспериментальной группе улучшилась на 14,1%; в контрольной на 8,8%. Способность к ориентации в пространстве в экспериментальной группе улучшилась на 11,6%; в контрольной на 4,1%. Таким образом, в экспериментальной группе был выявлен более высокий и значимый прирост показателей координационных способностей.
Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о достоверном преимуществе испытуемых, входившие в экспериментальную группу, в приросте показателей координационных способностей, что позволяет сделать заключение об эффективности разработанной нами методов развития координационных способностей в учреждении дошкольного образования.