Современный баскетбол – это атлетическая игра, и требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств.
Исследованиями различных авторов установлено, что для успешной игровой деятельности баскетболиста необходимо умение сочетать максимальную скорость передвижения с высокой скоростью и точностью выполнения приемов, а также с быстротой и точностью смены выполнения одних приемов другими в соответствии с игровой обстановкой. А это в свою очередь обусловливает необходимость применения на учебно-тренировочных занятиях наиболее эффективных средств и методов воспитания двигательных качеств, которые помогут решить одну из важнейших задач физического воспитания баскетболистов - повышение их работоспособности, физической подготовленности и развитие скоростно-силовых качеств.
Основная функция нападения состоит в том, чтобы произвести надежный бросок в результате разыгрывания игровой комбинации или ее вариантов. Одним из вариантов надежной, результативной, а также эмоционально зрелищной атаки является быстрый прорыв. Использование быстрого прорыва сочетает преимущества различных систем нападения.
Быстрота, сила в баскетболе играют главную роль, а применение на тренировках упражнений скоростно-силового характера дает возможность развить эти качества, и тем самым такую систему нападения, как быстрый прорыв.
Объект исследования:учебно-тренировочный процесс юношей 13-14 лет, занимающихся в УТГ 2 года обучения.
Предмет исследования:эффективность применения быстрого прорыва в УТГ-2 г.о.
Гипотеза исследования формулируется следующим образом: предполагается, что системное решение скоростно-силовой подготовки в учебно-тренировочном процессе юных баскетболистов эффективно влияет на развитие быстрого прорыва.
Для решения поставленных задач нами применялись следующие методы исследования:
1) теоретический анализ и обобщение материалов научно-методической литературы;
2) анализ документальных данных;
3) контрольные испытания;
4) педагогическое наблюдение;
5) анализ контрольно - нормативных тестов.
В качестве контрольных испытаний были использованы следующие тесты:
Доставание высшей точки над головой в прыжке (высота подскока)
Баскетболист с разбега в два шага выполняет прыжок толчком с одной ноги, стремясь как можно выше коснуться (намеленным пальцем «удобной» руки) планки с сантиметровой шкалой, прикрепленной к щиту.
Разность между лучшим результатом в трех попытках и высшей точкой поднятой вверх руки (предварительно измеряется расстояние от пола до кончиков пальцев) позволяет определить прыгучесть спортсмена.
2. 40-секундный «челночный» бег (скоростная выносливость).
Баскетболист, стоя на лицевой линии, находится в высоком исходном стартовом положении. По команде тренера (включается секундомер) бежит к ближней линии штрафного броска. Здесь он выполняет остановку так, чтобы одна нога полностью была на линии, поворачивается лицом вперед и устремляется на прежнее место. Затем, соблюдая условие – касание линии, бежит к центральной линии и обратно; к дальней линии штрафного броска и обратно; к противоположной лицевой линии и обратно.
Дистанция, пройденная за 40 сек. определяется по отметкам, сделанным мелом на площадке через 1 м.
3.Быстрота передвижений в защитной стойке.
Баскетболист из исходной позиции по сигналу (включается секундомер) выполняет рывок к набивному мячу, лежащему на полу, касается его рукой, возвращается в противоположную сторону к подвешенному предмету (90% от максимальной высоты прыжка спортсмена) и касается его в прыжке, вновь возвращается к набивному мячу и т.д. Выполняется 10 рывков в каждую сторону. Фиксируется время, затраченное на 10-разовое касание каждого предмета.
4. Бег ломаными линиями с мячом и без мяча
На одной половине площадки расставлены 5 стоек. Расстояние от лицевой линии до первой стойки и между стойками – 2,6 м. Баскетболист из положения высокого старта по сигналу (включается секундомер) бежит змейкой мимо стоек на максимальной скорости до средней линии площадки и возвращается на исходную позицию. Секундомер выключается в момент пересечения лицевой линии. После 2 мин. отдыха он выполняет то же самое, но с ведением мяча. Обводка стоек осуществляется последовательно правой (делается перевод на дальнюю от стойки руку) и левой рукой.
Теоретический анализ литературных источников по исследуемой теме позволил нам составить представление об исследуемых вопросах, касающихся влияния скоростно-силовой подготовки на эффективность развития быстрого прорыва и провести эксперимент.
Была разработана и теоретически обоснована система влияния скоростно-силовых качеств на эффективность развития быстрого прорыва.
В начале исследования между экспериментальной и контрольной группами достоверных различий в показателях скоростно-силовых качеств не выявлено. Сравнительный анализ показателей скоростно-силовых качеств юных баскетболистов экспериментальной и контрольной групп позволил установить, что за период исследования в обеих группах происходит достоверное увеличение исследуемых показателей. При этом более высокие темпы изменений выявлены в экспериментальной группе.
В конце исследования юные баскетболисты экспериментальной группы опережают сверстников из контрольной группы в доставании высшей точки над головой в прыжке, в 40-секундном «челночном» беге и в беге ломаными линиями с мячом и без мяча, что, вероятно, объясняется эффективностью экспериментальной программы скоростно-силовых упражнений, используемой в учебно-тренировочном процессе первой группы.