Актуальность. Проблема подготовки высококвалифицированного резерва для профессионального футбола в настоящее время становится все более актуальной (Денисенко Ю.П. и др., 2009; Иванов В.В., Левин B.C., 2008). Эффективное функционирование системы спортивного резерва, повышение качества учебно-тренировочного процесса юных спортсменов может быть обеспечено только при строгом научном обосновании как системы в целом, так и ее отдельных компонентов (Шамардин А.И. , 1999; Цянь В. И др., 2004).
Оптимальное проектирование технологии тренировочного процесса, формирование тренировочных программ, подбор адекватных средств и методов тренирующих воздействий и целенаправленного восстановления возможно только на основе учета закономерностей возрастного развития, информации о психических и функциональных особенностях спортсменов (Сучилин А. А., 2004; Шамардин, 2004).
В литературе сведения по данным аспектам этой проблемы представлены фрагментарно (Шамардин А.И., 2002; 2005), и в основном касаются квалифицированных взрослых футболистов. Вместе с тем, управлению развитием адаптации, функциональной подготовленностью, оптимизацией тренировочного процесса юных футболистов именно на этапе углубленной специализации должно уделяться особое внимание. Это обусловливается тем, что этот этап многолетней спортивной подготовки совпадает с мощными онтогенетическими процессами, началом проявления индивидуальных особенностей механизмов регуляции функций и процессов адаптации, на основе которых, в частности, определяется игровая специализация юных футболистов (Золотарев А.П., Шамардин А.И., 2001; Солопов И.Н. и др., 2006).
Одной из важнейших задач спортивной подготовки является формирование необходимого уровня функциональных возможностей занимающихся, выступающих основой для роста спортивного мастерства и специальной физической работоспособности, являющихся предпосылкой способности организма эффективно приспосабливаться к предъявляемым соревновательным и тренировочным нагрузкам и обеспечивающих эффективное восстановление (Золотарев А.П., Шамардин А.И., 2001; Сучилин А.А., Цянь В, 2004). Игра в футбол рассматриваемая как специфическая среда деятельности (Сучилин А.А. и др., 2001; Шамардин А.И. и др., 2002), предъявляет к функциональной подготовленности игроков, развитию всех ее основных компонентов очень высокие требования (Шамардин А.И. , 2004).
В связи с этим, изучение структуры функциональной подготовленности юных футболистов в связи с возрастными особенностями и спецификой игровой деятельности, разработка методических подходов к дифференцированному, в связи с игровым амплуа, применению в тренировке дополнительных средств является актуальной задачей.
Объект исследования - функциональная подготовка юных футболистов.
Предмет исследования - содержание функциональной подготовки юных футболистов 13-15 лет в зависимости от игрового амплуа на основе применения специальных упражнений.
Цель исследования — изучить особенности функциональной подготовленности и разработать методические подходы к целенаправленному использованию специальных упражнений в тренировке юных футболистов на этапе углубленной специализации в зависимости от игрового амплуа.
Гипотеза. Функциональная подготовка юных футболистов 13-15 лет может быть индивидуализирована и более эффективной, по сравнению с существующей практикой, если учитывать структуру функциональной подготовленности игроков различной игровой специализации при подборе тренировочных нагрузок и целенаправленно дифференцированно применять дополнительные специальные упражнения.
Методы исследования. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы, определение показателей физического развития, тестирование функциональной подготовленности, педагогические наблюдения и педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Результаты педагогического эксперимента показывают, что дифференцированное, в соответствие с игровой специализацией, использование специальных упражнений в тренировке юных футболистов способствует усилению тренировочного эффекта от применения обычных тренировочных воздействий (физических упражнений) и позволяет обеспечить более выраженное акцентированное и целенаправленное развитие доминантных для каждого игрового амплуа компонентов функциональной подготовленности.
В результате проведенных экспериментов выяснилось, что дифференцированная в соответствии с этапом подготовки и ролью различных факторов в обеспечении физической работоспособности система комплексного контроля в совокупности со своевременной коррекцией структуры тренировочных нагрузок, акцентирование последних по линии «доминантных» для соответствующего этапа подготовки факторов вызывают существенный прогресс именно по актуальным направлениям и, как следствие, значительно эффективнее повышают уровень функциональной подготовленности футболистов в целом, делают ее более сбалансированной.
Полученные результаты позволяют заключить, что систематический дифференцированный контроль уровня физической работоспособности способствует повышению эффективности тренировочного процесса, является действенным фактором оптимизации и рационализации подготовки футболистов.
Таким образом, совершенствование функциональной подготовленности футболистов должно идти по пути ее комплексной целевой оптимизации. При этом очевидна эффективность совместного использования как должным образом структурированных традиционных тренировочных средств и методов, так и дополнительных методик целенаправленного воздействия на функциональные системы организма. Безусловны необходимость и действенность учета закономерностей адаптации, дифференцирования нагрузок по направленности воздействия в зависимости от индивидуальных особенностей спортсменов, игрового амплуа и этапа многолетней подготовки, дальнейшей рационализации системы восстановительных мероприятий, объективизации контроля динамики состояния футболистов по ходу учебно-тренировочного процесса.