Актуальность исследования. Разнообразная двигательная деятельность в процессе тренировочной и соревновательной деятельности требует от борца постоянного проявления высоких координационных способностей. Спортсменам в процессе борцовской схватки приходится выполнять множество технических действий со сменой направления, усилий и в кратчайшее время. Успешность в достижении победы во многом определяется объёмом и стабильностью владения умениями и навыками разнообразных технических действий.
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты; во- вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе ребенка, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения (Ашмарин Б.А., 2000).
В младшем школьном возрасте происходит «закладка фундамента» для развития этих способностей, а также приобретение знаний, умений и навыков при выполнении упражнений на координацию. Этот возрастной период называется «золотым возрастом», имея в виду темп развития координационных способностей (Алиханов И.И., 2004). Целенаправленное развитие координационных способностей у борцов младшего школьного возраста способствует прочности и успешности освоения техники борьбы на ранних этапах тренировочного процесса.
Возникает естественная потребность специалистов и тренеров в более тщательном анализе вышеназванных качеств, изучении влияния направленного развития координационных способностей на улучшение технико-тактических показателей борцов.
Проблема исследования. Практика единоборств показывает, что недостаточная эффективность работы учебно-спортивных подразделений с детьми младшего школьного возраста снижает результативность тренировочной деятельности на последующих этапах становления спортивного мастерства, приводит к высокому отсеиванию занимающихся из спортивных школ. В связи с этим данная проблема актуализирует поиск новых научных подходов и оперативному внедрению в спортивную практику инновационных методик обучения и спортивной тренировки на начальных этапах тренировочного цикла.
Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов занимающихся, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил (Горбунов Г.Д., 2007).
Разнообразные варианты специальных упражнений и игр, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности, так же не потерять интерес к занятиям борьбой.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс борцов вольников 8-9 лет.
Предмет исследования – комплексы специальных упражнений и игр для развития координационных способностей борцов вольников 8-9 лет.
Цель исследования – разработать комплексы специальных упражнений и игр для развития координационных способностей борцов вольников 8-9 лет и выявить их эффективность.
Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что использование специальных комплексов упражнений и игр в процессе тренировки борцов вольников 8-9 лет будет способствовать более эффективному развитию координационных способностей.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
Определить у борцов вольников 8-9 лет исходный уровень развития координационных способностей, используя общепринятые нормативные тесты.
Разработать комплексы специальных упражнений и игр для развития координационных способностей борцов вольников 8-9 лет вольного стиля.
Экспериментально обосновать эффективность разработанных комплексов для развития координационных способностей борцов 8-9 лет вольного стиля.
Методы исследования:
анализ научно-методической литературы;
педагогическое тестирование;
педагогический эксперимент;
метод математической статистики.
В исследовании принимали участие борцы младшего школьного возраста 8-9 лет в количестве 20 человек, которые были по заключению врача здоровы и допущены к занятиям вольной борьбой.
Педагогическое тестирование и педагогический эксперимент проводили в в отделении вольной борьбы на базе спортивного комплекса «Витязь» г. Набережные Челны. Контрольная группа в течение всего педагогического эксперимента занималась по общепринятой методике. Борцы экспериментальной группы дополнительно использовали специально разработанные комплексы специальных упражнений и игр, направленных на повышение уровня развития координационных способностей.
Проведенное нами исследование позволило сделать следующее заключение.
На основе изученной нами научно-методической литературы были выявлены средства, которые воздействуют на развитие координационных способностей борцов 8-9 лет и какова роль координационных способностей в вольной борьбе. Так же в соответствии с поставленными в работе задачами у борцов 8-9 лет был определен исходный уровень развития координационных способностей с помощью общепринятых нормативных тестов, которых всего было четыре.
Нами были разработаны комплексы специальных упражнений и игр, направленные на развитие координационных способностей борцов 8-9 лет вольного стиля. Педагогический эксперимент длился в течение 32 недели с использованием разработанных комплексов специальных упражнений и игр.
Экспериментально была проверена и подтверждена результатами эффективность воздействия данных комплексов для развития координационных способностей борцов 8-9 лет, занимающихся вольной борьбой.
В экспериментальной группе достоверные сдвиги наблюдались во всех тестах:
- в тесте «поворот туловища на 360° и метание теннисного мяча» показатель улучшился на 46 %;
- в тесте «равновесие на одной ноге» показатель вырос на 14,56 %;
- в тесте «забегание на борцовском мосту 3 раза в каждую сторону» результат улучшился на 7,74 %;
- в тесте «челночный бег 3х10м» результаты улучшились на 6,82 %.
В контрольной группе, при общей положительной динамике, изменения не носили столь значительного характера и не достигли статистически значимых величин.
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что ни в одном тесте борцы 8-9 лет вольного стиля контрольной группы не показали результаты лучше, чем борцы экспериментальной группы.
Данные результаты позволяют нам утверждать, что использование данных комплексов специальных упражнений и игр является эффективным средством развития координационных способностей борцов 8-9 лет вольного стиля.