ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная система подготовки спортсменов и острый накал соперничества в спорте предъявляет особые требования к профессиональной компетенции тренеров-преподавателей, представляющая собой систему фундаментальных знаний и умений, уровень профессиональной деятельности. А также это является совокупностью индивидуальных и психологических особенностей личности и готовности тренеров-преподавателей, как субъектов педагогического воздействия умения структурирования научных и практических знаний с целью эффективной организации учебно-тренировочного процесса для успешного решения поставленных задач, в том числе умение их быстрой переориентации в соответствии с изменяющимися запросами рынка труда.

В настоящее время недостаточно наличие у специалиста хороших знаний и эффективное выполнение им своих обязанностей, необходим успешный, систематически самосовершенствующийся профессионал. Одним из аспектов совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) является наличие благоприятных педагогических условий, обеспечивающих качество осуществляемой деятельности тренера-преподавателя, а также способствующие развитию его профессиональной компетенции (Гаинцев, С. В., 2009).

В связи с этим целесообразно исследование педагогических условий развития профессиональной компетенции тренеров-преподавателей ДЮСШ, что позволит выявить благоприятные и неблагоприятные условия для определения в дальнейшем необходимых мер для улучшения их профессиональной деятельности.

Объектом исследования является профессиональная компетенция тренеров-преподавателей.

Предмет исследования − педагогические условия развития профессиональной компетенции тренеров-преподавателей.

Целью работы явилось исследование педагогических условий развития профессиональной компетенции тренеров-преподавателей в ДЮСШ «Дельфин».

Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи:

  • рассмотреть теоретический аспект педагогических условий развития профессиональной компетенции тренеров-преподавателей;

  • проанализировать понятие, сущность и классификации педагогических условий;

  • раскрыть понятие «компетенция» и «компетентность»;

  • охарактеризовать профессиональные компетенции тренера-преподавателя.

Исследования проводились в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования детей «Детско-юношеской спортивной школе «Дельфин» (МАУДО ДЮСШ «Дельфин») города Набережные Челны. Обследуемые- 21 тренер-преподаватель.

Развитие профессиональной компетенции тренера-преподавателя происходит с началом педагогической деятельности, в том числе ДЮСШ. Но для этого в условиях ДЮСШ требуется наличие определенных педагогических условий. Одним из педагогических условий проведения учебно-тренировочного процесса в спортивной школе является наличие соответствующей материально-технической базы

Одними из педагогических условий в спортивной школе выступает планирование и контроль учебно-тренировочной деятельности тренеров-преподавателей

Тренеры-преподаватели планируют и ставят перед собой цели и задачи учебно-тренировочного процесса, тем самым мотивируются для получения хороших спортивных результатов от учащихся.

Следовательно, важным педагогическим условием выступает контроль, позволяющий созданию информационной базы для оценки работы тренеров-преподавателей, предусмотреть способы влияния на них с целью побуждения к более продуктивной профессиональной реализации познавательно-исследовательской деятельности.

Профессиональная компетенция тренера-преподавателя является способностью успешного действия на основе практического опыта, умения и знаний в ходе решения профессиональных задач. Основными педагогическими условиями для повышения профессиональной компетенции тренеров-преподавателей, цель которых обеспечение оптимальности педагогического процесса является: а) организационно-педагогические условия как основной фактор целостного педагогического процесса; б) психолого-педагогические условия как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды; в) дидактические условия, которые являются элементами организационных форм обучения (Найн, А. Я., 2009).

По данным нашего исследования выявлено, что все тренеры-преподаватели МАУДО ДЮСШ «Дельфин» имеют высшее профессиональное образование. Неблагоприятным фактом является наличие тренеров-преподавателей (14%) пенсионного возраста и возможность профессионального выгорания отдельных педагогов; низкий процент тренеров-преподавателей (63%) с квалификационной тренерской категорией.

Для развития профессиональной компетенции тренеров-преподавателейв МАУДО ДЮСШ «Дельфин» нами выявлены соблюдаемые педагогические условия, так и недостаточные с точки зрения администрирования: а) организационно-педагогические условия: соблюдаемые: хорошая материально-техническая база, в том числе наличие собственной библиотеки; система морального и материального стимулирования; направление на курсы повышения квалификации за счет средств спортивной школы; проведение аттестации тренеров-преподавателей; б) психолого-педагогические условия: выполняются – возможность проведения учебно-тренировочного процесса на основе своих авторских учебных программ; осуществление контроля за деятельностью тренеров-преподавателей, и возможность анализа своей учебно-тренировочной деятельности на заседаниях педагогического, тренерского и методического совета; проведение открытых учебно-тренировочных занятий; отчет по темам самообразования; недостаточно мотивация для участия тренеров-преподавателей в различных смотрах-конкурсах и профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях российского и республиканского уровней; издания методических разработок; для публикации статей в научно-методических изданиях; в) дидактические условия: выполняемые возможность проведение учебно-тренировочного процесса на основе своих авторских учебных программ.

Но в тоже время необходимо отметить, что в ДЮСШ очень низкий процент (9%) участия тренеров-преподавателей в различных смотрах-конкурсах и профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях российского и республиканского уровней. Только у 14% тренеров-преподавателей имеются, изданные методические разработки, публиковался в научно-методических изданиях только один тренер-преподаватель.

Для развития профессиональной компетенции тренеров-преподавателей спортивной школы мы рекомендуем следующее:

  1. Заседания педагогического совета проводить в форме «Педсовет-дискуссия» для выявления пожеланий тренеров-преподавателей для улучшения педагогических условий.

  2. Для большей эффективности заседания тренерского совета проводить в форме деловой игры, с имитацией различных ситуаций учебно-тренировочного процесса и поиска выхода из них.

  3. Заседания методического совета проводить в форме «Круглого стола» для общения и обмена опытом среди тренеров-преподавателей.

  4. Мотивировать тренеров-преподавателей для участия в различных смотрах-конкурсах и профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях российского и республиканского уровней.

  5. Способствовать изданию методических разработок, рекомендаций для применения в работе, публикациям в научно-методических изданиях.

  6. Создать условия для внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-тренировочный процесс.

  7. Создать условия для оказания консультативной помощи в организации самообразования тренеров-преподавателей.

  8. Обновить систему морального и материального стимулирования тренеров-преподавателей.

Просмотров работы: 150