В настоящее время недостаточно наличие у специалиста хороших знаний и эффективное выполнение им своих обязанностей, необходим успешный, систематически самосовершенствующийся профессионал. Одним из аспектов совершенствования функционирования педагогических систем, повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) является наличие благоприятных педагогических условий, обеспечивающих качество осуществляемой деятельности тренера-преподавателя, а также способствующие развитию его профессиональной компетенции (Гаинцев, С. В., 2009).
В связи с этим целесообразно исследование педагогических условий развития профессиональной компетенции тренеров-преподавателей ДЮСШ, что позволит выявить благоприятные и неблагоприятные условия для определения в дальнейшем необходимых мер для улучшения их профессиональной деятельности.
Объектом исследования является профессиональная компетенция тренеров-преподавателей.
Предмет исследования − педагогические условия развития профессиональной компетенции тренеров-преподавателей.
Целью работы явилось исследование педагогических условий развития профессиональной компетенции тренеров-преподавателей в ДЮСШ «Дельфин».
Для достижения поставленной цели были реализованы следующие задачи:
рассмотреть теоретический аспект педагогических условий развития профессиональной компетенции тренеров-преподавателей;
проанализировать понятие, сущность и классификации педагогических условий;
раскрыть понятие «компетенция» и «компетентность»;
охарактеризовать профессиональные компетенции тренера-преподавателя.
Исследования проводились в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования детей «Детско-юношеской спортивной школе «Дельфин» (МАУДО ДЮСШ «Дельфин») города Набережные Челны. Обследуемые- 21 тренер-преподаватель.
Развитие профессиональной компетенции тренера-преподавателя происходит с началом педагогической деятельности, в том числе ДЮСШ. Но для этого в условиях ДЮСШ требуется наличие определенных педагогических условий. Одним из педагогических условий проведения учебно-тренировочного процесса в спортивной школе является наличие соответствующей материально-технической базы
Одними из педагогических условий в спортивной школе выступает планирование и контроль учебно-тренировочной деятельности тренеров-преподавателей
Тренеры-преподаватели планируют и ставят перед собой цели и задачи учебно-тренировочного процесса, тем самым мотивируются для получения хороших спортивных результатов от учащихся.
Следовательно, важным педагогическим условием выступает контроль, позволяющий созданию информационной базы для оценки работы тренеров-преподавателей, предусмотреть способы влияния на них с целью побуждения к более продуктивной профессиональной реализации познавательно-исследовательской деятельности.
Профессиональная компетенция тренера-преподавателя является способностью успешного действия на основе практического опыта, умения и знаний в ходе решения профессиональных задач. Основными педагогическими условиями для повышения профессиональной компетенции тренеров-преподавателей, цель которых обеспечение оптимальности педагогического процесса является: а) организационно-педагогические условия как основной фактор целостного педагогического процесса; б) психолого-педагогические условия как совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды; в) дидактические условия, которые являются элементами организационных форм обучения (Найн, А. Я., 2009).
По данным нашего исследования выявлено, что все тренеры-преподаватели МАУДО ДЮСШ «Дельфин» имеют высшее профессиональное образование. Неблагоприятным фактом является наличие тренеров-преподавателей (14%) пенсионного возраста и возможность профессионального выгорания отдельных педагогов; низкий процент тренеров-преподавателей (63%) с квалификационной тренерской категорией.
Для развития профессиональной компетенции тренеров-преподавателейв МАУДО ДЮСШ «Дельфин» нами выявлены соблюдаемые педагогические условия, так и недостаточные с точки зрения администрирования: а) организационно-педагогические условия: соблюдаемые: хорошая материально-техническая база, в том числе наличие собственной библиотеки; система морального и материального стимулирования; направление на курсы повышения квалификации за счет средств спортивной школы; проведение аттестации тренеров-преподавателей; б) психолого-педагогические условия: выполняются – возможность проведения учебно-тренировочного процесса на основе своих авторских учебных программ; осуществление контроля за деятельностью тренеров-преподавателей, и возможность анализа своей учебно-тренировочной деятельности на заседаниях педагогического, тренерского и методического совета; проведение открытых учебно-тренировочных занятий; отчет по темам самообразования; недостаточно мотивация для участия тренеров-преподавателей в различных смотрах-конкурсах и профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях российского и республиканского уровней; издания методических разработок; для публикации статей в научно-методических изданиях; в) дидактические условия: выполняемые возможность проведение учебно-тренировочного процесса на основе своих авторских учебных программ.
Но в тоже время необходимо отметить, что в ДЮСШ очень низкий процент (9%) участия тренеров-преподавателей в различных смотрах-конкурсах и профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях российского и республиканского уровней. Только у 14% тренеров-преподавателей имеются, изданные методические разработки, публиковался в научно-методических изданиях только один тренер-преподаватель.
Для развития профессиональной компетенции тренеров-преподавателей спортивной школы мы рекомендуем следующее:
Заседания педагогического совета проводить в форме «Педсовет-дискуссия» для выявления пожеланий тренеров-преподавателей для улучшения педагогических условий.
Для большей эффективности заседания тренерского совета проводить в форме деловой игры, с имитацией различных ситуаций учебно-тренировочного процесса и поиска выхода из них.
Заседания методического совета проводить в форме «Круглого стола» для общения и обмена опытом среди тренеров-преподавателей.
Мотивировать тренеров-преподавателей для участия в различных смотрах-конкурсах и профессиональных конкурсах, научно-практических конференциях российского и республиканского уровней.
Способствовать изданию методических разработок, рекомендаций для применения в работе, публикациям в научно-методических изданиях.
Создать условия для внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-тренировочный процесс.
Создать условия для оказания консультативной помощи в организации самообразования тренеров-преподавателей.
Обновить систему морального и материального стимулирования тренеров-преподавателей.