Многие авторы сходятся во мнении, что решающее значение для достижения командой победы над равным по силе противником приобретает рациональная и эффективная организация деятельности ее игроков, искусство ведения спортивной борьбы, другими словами, более совершенная тактика. Команда, игроки которой знают больше средств и способов борьбы с соперником и умеют применять их в игре, всегда будет ближе к победе, чем любая другая. Выдающийся отечественный тренер В. В. Лобановский писал: «Самое пристальное внимание тренеры должны сосредоточить на тактике. Именно в ней скрыты те дополнительные резервы, которые позволяют усилить игровую мощь, поднять класс. В самом деле, многие команды добились отменных достижений в физической подготовке, заметно выросло техническое умение, постигаются - когда успешно, когда нет - тайны психологической настройки, волевой закалки, а вот тактическая бедность и однообразие набили оскомину».
Поэтому сегодня во главу угла ставится не столько количественная, сколько качественная содержательная сторона тренировочных упражнений, их адекватность тем задачам, которые решаются отдельными футболистами, группами игроков и командой в целом во время соревновательного поединка.
Ю. Д. Железняк, В. М. Шулятьев подчеркивают, что для того, чтобы спортсмен мог успешно действовать в соревнованиях, его надо готовить к тем условиям, которые присущи игровой деятельности. По мнению В. Н. Платонова, одним из перспективных направлений совершенствования технологии подготовки спортсменов выступает управление тренировкой на основе разработки и учета модельных характеристик структуры подготовленности и соревновательной деятельности.
Анализ научно-методической литературы свидетельствует о том, что в настоящее время остаются недостаточно исследованными вопросы повышения эффективности технико-тактической подготовки футболистов посредством применения игровых упражнений, моделирующих различные стороны соревновательно-игрового противоборства. Анализ упражнений, рекомендуемых в учебно-методической литературе и рекомендации по их применению на различных этапах спортивной подготовки с учетом возраста занимающихся, уровня спортивного мастерства, не даёт полной уверенности в том, что игроки после их освоения смогут выбрать именно оптимальное поведение в рамках своих технико-тактических возможностей, адекватное условиям игры и общей стратегии деятельности команды.
Несомненно, богатый опыт и педагогическая интуиция тренеров позволяют им при построении учебно-тренировочных занятий моделировать специальными приёмами игровые ситуации различной сложности, что в известной мере способствуют повышению технико-тактической подготовленности игроков и футбольной команды в целом.
Но отсутствие научно обоснованных рекомендаций не позволяет подавляющему большинству тренеров-практиков, работающих в системе подготовки спортивного резерва, в полной мере рационально использовать богатый дидактический потенциал игровых упражнений для становления и совершенствования технико-тактического мастерства футболистов.
Поэтому одним из актуальных направлений научных исследований, обеспечивающих совершенствование научно-методических основ технико-тактической подготовки юных футболистов, выступает разработка комплекса игровых упражнений, моделирующих различные стороны соревновательной деятельности в футболе.
Предварительные исследования показали достаточно высокую эффективность предложенный нами комплекса игровых упражнений.