Противоречие между потребностью в квалифицированных специалистах и дефицитом учебного времени, отведенного на освоение программы общего курса баскетбола определило проблему оптимизации учебного процесса по данному виду спорта в физкультурных вузах. Одним из направлений решения данной проблемы представляется разработка методики применения подвижных игр в процессе обучения баскетболу с учетом уровня подготовленности студентов различных специализаций.
Реализация дифференцированного подхода при разработке новых технологий обучения является важным условием совершенствования системы обучения в физкультурном вузе (Т.К. Селевко, 1998; В.А, Корнилов, А.К. Рынков, 1994; В.Ф. Ковалевский, 1994, Е.А. Короткова, 2001 и др.). Поэтому дифференцированное использование подвижных игр в содержании учебного процесса по баскетболу с учетом особенностей студентов разных спортивных специализаций определило направление нашего исследования.
Цель исследования — совершенствование процесса обучения технике баскетбола на основе дифференцированной методики применения подвижных игр для студентов различных специализаций.
Мы предполагаем, что процесс обучения студентов в физкультурных вузах основам техники игры в баскетбол будет эффективен, если:
- разработаны и научно обоснованы технологические подходы, обеспечивающие становление навыков игры в баскетбол в условиях ограниченного учебного времени;
- учтены особенности избранной специализации студентов и уровень их подготовленности;
- в содержании занятий по баскетболу использованы подвижные игры, специально подобранные с учетом специализаций учебных групп.
Основываясь результатами предварительного исследования и данными специальной научной литературы (Л.П. Матвеев, 1991; И.А. Филина, 1997), студенты были организованы в следующие группы: в первую вошли студенты, специализирующиеся в легкой атлетике, плавании, лыжном спорте; во вторую — представители гимнастики (спортивной и художественной), спортивных танцев и акробатики; в третью группу - студенты спортивных единоборств; в четвертую - студенты адаптивной физической культуры и двигательной рекреации; пятую группу составили студенты, занимающиеся спортивными играми. Программный материал в группах был распределен в соответствии с результатами первого этапа эксперимента, с учетом выявленных сильных и слабых сторон подготовленности и специфики избранного вида спорта.
Особенностью построения занятий в учебных группах было использование в подготовительной части урока подвижных игр, специально подобранных с учетом уровня подготовленности и специфики соревновательной деятельности представителей различных специализаций. Их направленность связана с развитием «профилирующих» для баскетбола двигательных способностей, определяющих успешность освоения программного материала и, соответственно, подтягивания «отстающих» сторон физической подготовленности.
По результатам выполнения контрольных упражнений в конце эксперимента выявлен достоверно более высокий уровень подготовленности студентов, занимающихся по предложенной нами программе. Темпы прироста исследуемых показателей у участников второго этапа эксперимента были значительно выше, чем устудентов, занимающихся по традиционной программе на первом этапе исследования.
Полученные данные подтвердили гипотезу, что занятия на общем курсе баскетбола должны строиться сучетом специфики спортивной деятельности студентов различных специализаций. Занимающиеся должны развивать ведущие физические качества, характерные для избранного вида спорта и в тоже время «подтягивать» отстающие двигательные способности, от которых зависит успешность освоения техники игры в баскетбол. Это положение, являющееся основой экспериментальной методики, подтвердило свою эффективность в процессе настоящего исследования.
Подвижные игры целесообразно подбирать с акцентом на слабые ("отстающие") стороны подготовленности студентов, параллельно развивая и более сильные, "профилирующие" — для каждой спортивной специализации физические качества в соотношении 60 на 40%.
В процессе обучения основ техники баскетбола следует уделятьбольшое влияние формированию профессионально-педагогических умений инавыков, активизируя сознательную деятельность занимающихся и ихпознавательные способности. С этой целью рекомендуется применять специальные методические приемы, связанные с привлечением студентов к непосредственному участию в организации и проведении урока.