Планирование подготовки баскетболистов и баскетбольных команд основано на общих принципах и методах, применяемых в отечественной системе спортивной тренировки. Оно требует разносторонних знаний и практического опыта, так как является интегрированной функцией управления, определяющей не только содержание подготовки, но и всю систему управления этим процессом. При этом следует стремиться к творческой переработке передового опыта и знаний об объективных взаимосвязях между организацией тренировки и ростом достижений.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс баскетболисток УТГ-4.
Предмет исследования – динамика морфофункциональных показателей и показателей физических качеств в годичном цикле тренировки баскетболистов УТГ-4.
Мы предполагаем, что направленность и содержание учебно-тренировочного процесса в различные периоды макроцикла (переходный, подготовительный и соревновательный) определяет достоверные различия в уровне физического развития и физической подготовленности баскетболисток УТГ-4.
В работе использовались следующие методы исследования:
анализ научно-методической литературы;
антропометрия;
метод функциональных проб;
тестирование;
педагогическое наблюдение;
методы математической статистики.
Исследования проводилось поэтапно.
К исследованию были привлечены 11 девушек в возрасте 15-16 лет, занимающихся шестой год баскетболом. В рамках большого тренировочного цикла (макроцикла), в частности, в переходном, подготовительном и соревновательном периодах, было проведено исследование показателей физического развития, физической и технической подготовленности баскетболисток исследуемой группы.
Анализ научно-методической литературы показал, что в современном баскетболе учебно-тренировочный процесс требует от юных спортсменов больших затрат времени, а также физических и психических напряжений. Значительное влияние на эффективность планирования учебно-тренировочного процесса оказывает своевременный и точный учет всего данного процесса и комплексный контроль за состоянием спортсмена.
В годичном цикле тренировки наблюдается динамика показателей физического развития баскетболисток УТГ-4. При этом наиболее высокие темпы изменения показателей физического развития имеют место в подготовительном периоде, в соревновательном периоде выявлено некоторое снижение темпов изменений, что вероятно обусловливается направленностью учебно-тренировочного процесса в исследуемых периодах.
У баскетболисток УТГ-4 установлено, что в различные периоды макроцикла имеет место разный уровень показателей физической и технической подготовленности. Наибольших показателей физической и технической подготовленности исследуемые баскетболистки достигают к середине соревновательного периода. При этом в подготовительном периоде выявлены наибольшие темпы изменения показателей физической и технической подготовленности.