Однако, достижение этой цели всем многообразием средств и методов физической культуры вряд ли целесообразно. Выделение стратегических направлений - одно из оптимальных направлений современной школьной педагогики. Острой и требующей срочного решения проблемой является низкая физическая подготовленность и неполноценное физическое развитие учащихся (Байтман Л.Б., 2000; Валик Б.В., 2004).
Повышение роли физической культуры и спорта в комплексном подходе к воспитанию и обучению подрастающего поколения требует дальнейшего совершенствования научных основ физического воспитания и предполагает решение проблем, связанных с поиском эффективных средств и методов воспитания физических качеств и сопряженных с ними двигательных способностей, укрепления здоровья, формирования гармоничной личности.
Известно, что выносливость как одно из основных физических качеств человека, проявляется в способности к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее результативности. Выносливость является критерием мышечной работоспособности организма, чем она выше, тем более продолжительно выполняется работа и успешнее преодолевается утомление (Лебедев Н.А., 2001).
Высокий уровень развития силовой выносливости в школьном возрасте обеспечивает более эффективное совершенствование других двигательных способностей, нормализует деятельность систем кровообращения и дыхания, улучшает функционирование центральной нервной системы (Виленская Т.Е., 2006).
Необходимость поиска новых путей организации занятий по физической культуре со школьниками диктуется еще и лимитом учебного времени детей и подростков, их перегруженностью умственной деятельностью на других предметах школьного учебного плана и как следствие этого - низкая общая двигательная активность учащихся особенно при выполнении высокоинтенсивных двигательных действий, что необходимо при реализации воспитании силовой подготовки.
В этом плане весьма актуален поиск новых методических подходов в совершенствовании силовых способностей у школьников во внеурочное время. Одним из возможных путей решения вопроса ведется в организации занятий в секциях по легкой атлетике.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена объективным противоречием между необходимостью, с одной стороны, воспитания силовой выносливости у детей старшего школьного возраста, с другой, недостаточным применением средств и методов легкой атлетики для эффективного развития силовой выносливости на секционных занятиях.
Данное противоречие определило проблему исследования: каково содержание учебно-тренировочных занятий в секции легкой атлетики, способствующее развитию силовой выносливости у школьников старших классов?
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс школьников старших классов, занимающихся в секции легкой атлетики.
Предмет исследования: воспитание силовой выносливости у школьников старших классов, занимающихся в секции легкой атлетики.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать средства и методы воспитания силовой выносливости у школьников старших классов, занимающихся в секции легкой атлетики
Гипотеза исследования. Предположено, что включение в учебно- тренировочные занятия секции легкой атлетики нестандартных средств и методов воспитания силовой выносливости будет способствовать повышению уровня силовой выносливости школьников старших классов.
Для достижения цели исследования последовательно решались три задачи:
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования особенностей воспитания силовой выносливости у учащихся старших классов, занимающихся в секции легкой атлетики.
Разработать содержание учебно-тренировочных занятий для воспитания силовой выносливости у школьников старших классов, занимающихся в секции легкой атлетики.
Экспериментально обосновать эффективность разработанного содержания учебно-тренировочных занятий для воспитания силовой выносливости у школьников старших классов, занимающихся в секции легкой атлетики.
Методы исследования:
теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;
педагогическое тестирование;
педагогический эксперимент;
математико-статистические методы исследования.
В педагогическом эксперименте принимали участие школьники СОШ № 10 г. Набережные Челны- 10 мальчиков КГ и 10 мальчиков ЭГ, занимающихся в секции легкой атлетики в возрасте 15-17 лет.
Педагогический эксперимент был проведен с целью практической проверки эффективности применения комплекса упражнений для воспитания силовой выносливости у школьников старших классов, занимающихся в секции легкой атлетики.
Проведенное исследование позволило нам заключить.
1. Бег на средние дистанции относится к группе циклических упражнений и по характеру усилий требует от бегуна работы субмаксимальной мощности. В беге на средние дистанции бегун стремится к быстрому достижению соревновательной скорости, поддержанию ее в процессе бега на дистанции и созданию предпосылок для увеличения скорости на финишном отрезке. Спортивный результат обеспечивается сочетанием функциональных возможностей организма и устойчивой техникой бега. Развитие способности проявлять силу обусловлено улучшением нервно-мышечной координации, воспитанием умения создавать большие волевые усилия, увеличением мышечной массы. Силовые упражнения, используемые в секции по легкой атлетике, можно представить как средства ОФП, но главный фактор этого являлся развития специальной силы и локальной мышечной выносливости при последующей трансформации их в скорости передвижения по дистанции. Эти упражнения являются средством интенсификации работы мышечной системы в специфическом двигательном режиме, способствуют процессу адаптации к этому режиму, обеспечивают повышение сократительных и окислительных способностей мышечной ткани.
Основными формами проявления выносливости являются - время двигательной активности, время выполнения движения. Эффективное развитие силовой выносливости отмечается в подростковом и старшем возрасте.
Специальная сила развивается с помощью упражнений по характеру и средствам похожий в избранном виде спорта. Для развития общей силы используются разнообразные по координации и усилиям упражнения. Упражнения для развития силы в основном применяются в подготовительном и общеподготовительном периоде тренировки.
Основными методами развития силовых способностей в беге на средние дистанции являются: метод максимальных усилий, повторных усилий динамических усилий, изометрический метод, «ударный» метод, статодинамический, игровой и метод круговой тренировки. Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением).
Количественные силовые способности можно оценить двумя способами: с помощью специальных измерительных устройств и с помощью специальных контрольных упражнений, тестов «на силу».
2. За основу развития силовой выносливости нами было разработана содержание учебно-тренировочного занятия, а так же блоковая система для воспитания силовой выносливости у школьников старших классов, занимающихся в секции легкой атлетики.
Разработанный комплекс применялся в подготовительном и обще подготовительном периодах. куда входила: втягивающий блок, силовой, скоростно-силовой, так же круговой, разгрузочный, игровой и соревновательный блок.
Основу составляли упражнения кругового характера, так же кроссфит, прыжкового характера, выполняемые как с грузом на месте, так и с подъемом, упражнения на тренажерах и гимнастических матах. Концентрированные нагрузки скоростно-силовой направленности выполняли в течение 12 недель. Объемные скоростно-силовые нагрузки продолжительностью 10-12 недель позволяют получить максимальный уровень силовых и скоростно-силовых показателей через такой же промежуток времени.
Таким образом, окончание мезоцикла концентрированных нагрузок должно заканчиваться за 10-12 недель до главного старта (зимнего соревновательного периода). Объем нагрузок скоростно-силовой направленности составляет около 10-12% от общего тренировочного времени годичного цикла. Концентрированные нагрузки распределялись следующим образом:
начало подготовительного периода (октябрь-декабрь) – 41 – 42 %;
конец подготовительного периода (январь) – 43 – 44 %.