Среди двигательных способностей одно из центральных мест занимают координационные способности, развитию которых уделено большое внимание в новых программах физического воспитания учащихся 1-4, 5-9 и 10-11-х классов.
Один из крупных дидактов в области физического воспитания школьников Лях В.И. отмечал: «Не овладев этим комплексом качеств и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями ...» (2006), т.е. нельзя сформировать интегральную способность (или умение) управлять своими движениями. Формирование названной интегральной способности составляет главную задачу и конечную цель общего среднего образования.
Необходимость целенаправленного развития и диагностики способностей оптимально управлять движениями и регулировать их (одно из кратких определений координационных способностей) не вызывает сомнений у специалистов. Вместе с тем вопросы формирования и диагностики комплекса координационных способностей еще недостаточно разработаны и представляют существенные трудности для учителей физической культуры и тренеров (Спирин В. К., 2010).
Объясняется это несколькими причинами. В научной и методической литературе координационные способности обозначают разными терминами и понятиями, а это мешает созданию у учителя целостного представления о системе такого рода способностей, путях их развития и оценке.
Объект исследования - процесс развития координации у подростков с нарушениями осанки.
Предмет исследования - показатели координации у подростков с нарушениями осанки.
Цель исследования – изучить особенности координации движений у подростков с нарушениями осанки.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что нарушение осанки оказывает неблагоприятное воздействие на развитие координации
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить координацию движений у подростков с нарушениями осанки.
3. Сравнить показатели координации движений у подростков с нарушениями осанки с показателями подростков, не имеющих отклонение в состоянии здоровья.
Методы исследования:
1. теоретический анализ научно-методической литературы.
2.анализ медицинских карт;
3. тестирование.
4. педагогический эксперимент
5. математико- статистическая обработка данных
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе исследования координации движений у подростков с нарушениями осанки.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны.
Оценка физического развития и функционального состояния опорно-двигательного аппарата занимающихся проводилась путём анализа диагностических карт подростков.
При исследовании использовали несколько видов тестов .
1) Тест для определения способности к реакции.
2) Тест для определения способности к точности выполнения
3) Тест для определения способности к точности целевой.
4) Тест для определения способности к статическому равновесию.
5) Тест для определения способности к кинематическому равновесию.
6) Тест для определения ритмичности.
7) Тест для определения ритмичности коллективной.
8) Тест для определения способности к согласованности движений
9) Тест для определения способности к ориентированию в пространстве [5].
Выводы. Координация движений у подростков с нарушениями осанки имеет более низкий уровень развития, чем у подростков с нормальным развитием