ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профилактика зависимости, в том числе компьютерной, является одной из актуальной задачей современной системы школьного образования. Понимание педагогами причин возникновения компьютерной зависимости и педагогических способов профилактики ее возникновения, поиск альтернативных методов выхода из аддиктивных ситуаций, является проблемным полем современных исследований.

Объект исследования – компьютерная зависимость обучающихся 5-7 классов.

Предмет исследования - факторы компьютерной зависимости школьников 5-7 классов.

Цель – выявить факторы и зоны риска компьютерной зависимости школьников 5-7 классов.

Задачи:

  1. Теоретический анализ проблемы возникновения компьютерной зависимости.

  2. Разработка диагностического инструментария и выявление факторов компьютерной зависимости школьников 5-7 классов.

  3. Анализ результатов исследования и формулирование выводов и рекомендаций.

Аддиктивное поведение — это форма отклоняюшегося поведения, с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, осуществляемого посредством злоупотребления различными веществами (табак0курение, алкоголь, наркотики) или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций (Тихомиров, О. К., 2010).

Е.В. Змановская и В.Ю. Рыбников (2010) выделяют следующие общие признаки аддиктивного поведения. Во-первых, зависимое поведение определяется устойчивым стремлением личности к изменению психофизического состояния. Любой объект зависимости, будь то алкоголь, наркотик или игра, позволяет аддикту испытывать значимые для него переживания, к которым он стремится, но не может достичь самостоятельно. Круг этих психоэмоциональных состояний чрезвычайно широк: от умиротворяющего спокойствия и прилива энергии до оргастических и экстремальных переживаний. Во-вторых, формирование аддикции сопровождается снижением контроля личности над влечением к объекту зависимости. Данное влечение переживается подростком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, не насыщаемое. Внешне это выглядит как борьба с самим собой, а чаще — как утрата самоконтроля, сначала над своим поведением, а затем и своей жизнью. В-третьих, аддиктивное поведение появляется не внезапно, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития зависимости. Аддикция имеет начало, индивидуальное течение и исход. Длительность и характер протекания стадий ее формирования зависят от особенностей объекта и индивидуальных особенностей.

С целью выявления причин компьютерной зависимости и количества школьников 5-7 классов, находящихся в зоне риска был проведен анализ, был составлен план исследовательской работы. Программа экспериментальной работы включала опрос обучающихся 5-7 классов. Были определены технологии и методы выявления причин, критериев и границ зон риска компьютерной аддикции, способы профилактики данного вида зависимости.

Был подобран, а также самостоятельно разработан диагностический инструментарий по выявлению компьютерной зависимости. В результате модификации теста В.Д. Менделевича «Склонность к зависимому поведению» была составлена анкета для проведения опроса среди обучающихся 5-7 классов. Методика «Склонность к зависимому поведению» была создана с целью диагностики тенденции к развитию зависимого поведения. Теоретическая основа тестирования — положения концепции зависимой личности, опираясь на которые, утверждают, что происхождение любого поведения, имеющего признаки зависимости, не внешнее, а внутреннее. Большинство экспертов в области психологии, которые изучают различные формы зависимого поведения, приходят к выводам о том, что существуют предпатологические личностные особенности. Эти особенности и способствуют формированию у индивида зависимости. Таким образом, существование единых этиопатогенетических механизмов расстройств аддиктивного поведения позволило разработать единый психодиагностический инструментарий для диагностики склонности к различным видам зависимостей. В классическом виде тест СЗП содержит две шкалы для оценки наркозависимости и алкогольной зависимости. В дальнейшем были разработаны новые шкалы - зависимость от компьютерных игр, музыкальный и спортивный фанатизм. Шкала диагностики склонности к игровой компьютерной зависимости была разработана М.Б. Щевлягиной.

Практическое исследование с целью выявления склонности к компьютерной зависимости и провоцирующих её факторов проводилось с февраля по март 2017 года на базе МБОУ «СОШ №10» города Набережные Челны и состояло из двух срезов.

Первый опрос, в котором приняло участие 74 обучающихся 5-7 классов, был проведен во время прохождения производственной практики. Было выбрано по одному классу из каждой параллели. Второе анкетирование «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевича проводилось в форме онлайн - опроса через популярную социальную сеть «Вконтакте». В данном анкетировании приняло участие 30 обучающихся по десять человек из каждой параллели 5-х, 6-х и 7-х классов.

С каждым годом, исследование ученых доказывает, что взаимосвязь между психологическим состоянием и проведением времени перед компьютером, играя в игры, существует.

В нашей исследовательской работе предпринята попытка выявить социальные и педагогические факторы возникновения компьютерной зависимости. С этой целью нами были подготовлены опросники и проведено анкетирование школьников пятых, шестых, седьмых классов.

Теоретический анализ литературных данных показал, что компьютерная и игровая зависимость быстрыми темпами набирает скорость своего развития. Большинство исследователей сходятся во мнении, что отрицательных последствий компьютеризованного мира школьников больше, чем положительных эффектов. В силу социальной и психической незрелости детей длительное нахождение в виртуальной реальности негативно отражается на психических и физических качествах школьников.

Неумеренное «просиживание» за компьютером приводит к нарушению некоторых компонентов коммуникативной компетентности (общительности, открытости, желание общения, возникает замкнутость, нарушаются межличностные отношения).

Проведенная практическая работа позволила выявить, что:

- наиболее подвержены риску компьютерной зависимости дети от 13 до 14 лет;

- прослеживается тенденция к увеличению количества склонных к компьютерной зависимости обучающихся (по результатам второго опроса было выявлено, что к 7-му классу появляются признаки высокой вероятности склонности к аддиктивному поведению);

- в седьмом классе по сравнению с пятым и шестым значительно возрастает число детей, увлекающихся компьютерными играми (посредством проведенного опроса было выявлено, что в пятом классе в компьютерные игры играют 47% обучающихся, в шестом – 52%, в то время как среди семиклассников играют 82% опрошенных);

- в более старших классах прослеживается тенденция уменьшения контроля над временем, проводимым школьниками за компьютером и компьютерными играми, и за посещаемыми ими сайтами со стороны родителей (в пятом классе под контролем взрослых находится 76% детей, в шестом – 64%, а в седьмом классе контролируются лишь 47% обучающихся).

Просмотров работы: 154