ПОРЯДОК ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПОРЯДОК ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК

Новикова В.Д. 1, Бочарова В.А. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основными причинами, оказывающими влияние на своевременность транспортного обслуживания, могут являться точность и быстрота заполнения путевой документации и всего процесса документооборота транспортного сопровождения.

В настоящее время значительную часть грузоперевозок могут выполнять как коммерческие предприятия, которым немалое место в этой деятельности отведено небольшим автотранспортным фирмам, так и индивидуальные предприниматели. Именно правильное оформление товарно-сопроводительных документов важно так же для предприятий, пользующихся услугами транспортировки грузов.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшим среди них являются показатели прибыли, которые в условиях рыночной экономики составляют основу экономического развития предприятия.

В процессе перевозки грузов грузоотправителю необходимо представить компании при наличии годового договора на перевозку грузов соответствующую заявку, а если на предприятии отсутствует годовой договор – разовый заказ. Именно заказ (заявка) подаётся грузоотправителем, который обязан в свою очередь рассмотреть заказ (заявку) и в определенный срок до трёх дней со дня его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку).

Также хочется отметить, что перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза – заявки грузоотправителя.

Необходимо отметить, что по договору перевозки груза перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения и выдать его получателю, следовательно, отправитель должен уплатить за перевозку груза установленную плату. Представленные отношения между грузоотправителем и компанией, возможно, могут строиться либо по схеме единовременной перевозки определённого груза, либо как долгосрочное сотрудничество. Названным схемам соответствуют два вида договора перевозки:

1) «разовые» договоры о доставке конкретного груза, который определяется индивидуальными (как, например, предметы мебели) или родовыми (сельскохозяйственная продукция, стройматериалы и т.п.) признаками;

2) договоры о долгосрочной организации перевозок, согласно которым перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец – предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объёме, называют такие договоры годовыми.

Также следует отметить, если отношения между отправителем груза и компанией носят не длящийся, а «единовременный» характер, то стороны в принципе не обязаны составлять единый документ с названием «договор перевозки».

Именно заключение такого договора подтверждает составленным отправителем заказом, а также подтверждается товарно-транспортной накладной, которая содержит все существенные условия договора и, по сути, представляет собой его письменную форму.

Далее целесообразно дать определение товарно-транспортной накладной, которая является главным документом перевозки. Товарно-транспортная накладная выписывается грузоотправителем. Именно в транспортном разделе (форма 1-Т) указывается маршрут, данные о автомашине и водителя. В товарном разделе прописывается перечень, количество, вес и стоимость перевозимого груза, а также перечень дополнительных документов на груз. Товарно-транспортная накладная должна быть заверена оригинальной печатью и выписывается в четырёх экземплярах (один остаётся на загрузке у грузоотправителя, второй – для грузополучателя, третий – для перевозчика, четвёртый является основанием для расчёта оплаты за перевозку и прилагается транспортной компанией к счёту на оплату заказчику).

Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом [8] в документооборот коммерческих грузоперевозок с 25 июля 2011 года введена новая форма – транспортная накладная. Её применение обязательно при заключении договоров оказания услуг по перевозке грузов [5]. Особенность правоотношений по такому договору – отсутствие у перевозчика права собственности на перевозимый груз. В этой связи компания несёт ответственность за сохранность груза как перед грузоотправителем, так и перед грузополучателем.

Товарно-транспортная накладная на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.

При централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, портов, пристаней, аэропортов перевозка оформляется товарно-транс- портными накладными, составляемыми совместно с работниками организаций-владельцев автотранспорта, станций железных дорог, пристаней, аэропортов.

В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом. При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (сертификаты, счёта, счёта-фактуры, удостоверения, свидетельства и т.д.), шофёр обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю. При этом грузополучатель не вправе требовать сдачи груза по этим документам.

Следующим основным документом подтверждающий грузоперевозки является путевой лист, т.е. необходимый документ со стороны организации, выписывается автомобильным предприятием. Путевой лист грузового автомобиля является основным документом первичного учёта, определяющим совместно с товарно-транспортной накладной при перевозке товарных грузов показатели для учёта работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчётов за перевозки грузов.

Следовательно, для грузового автотранспорта применяются две формы путевых листов – форма № 4-с и форма № 4-п:

1.Форма № 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты труда автомобиля по сдельным расценкам.

2. Форма № 4-п (повремённая) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повремённому тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя [4].

Необходимо обратить внимание, что отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией-владельцем автотранспорта счёта заказчику.

Путевые листы по формам № 4-с и № 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы.

Также следует отметить, что путевые листы диспетчер выдаёт водителям под роспись, выдача путевых листов отражается в журнале учёта путевых листов (форма № 8).

Большое экономическое значение имеет своевременность транспортного обслуживания в грузовом сообщении между экономическими субъектами. На своевременность транспортного обслуживания оказывает влияние точность и быстрота заполнения путевой документации.

Немаловажное значение в экономике предприятия имеет так же сформированный экономическим субъектом график документооборота, который является регламентом, а именно устанавливает порядок и сроки обработки внутренних и внешних документов.

В настоящее время становится очевидным тот факт, что порядок документального оформления транспортировки грузов экономическим субъектом хозяйствования играет важную роль в развитии предприятия.

Любой экономический субъект имеет все возможности для увеличения объемов грузовых перевозок и принятия всех возможных мер по обеспечению правильной организации графика документооборота на транспортном предприятии четкого и грамотного ведения бухгалтерского учета.

Библиографический список.

1. Касаткин, Ф.П. Организация перевозочных услуг и безопасность транспортного процесса : пособие для вузов / Ф.П. Касаткин, С.И. Коно- валов, Э.Ф. Касаткина. – М.: Академический проект, 2014. – 352 с.

2. Логистика: управление в грузовых транспортно-логических сис- темах : учебное пособие для вузов / под ред. Л.Б. Миротина. – М.: Юристъ, 2016. – 414 с.

3. Организация и безопасность движения: учебное пособие / Н.В. Пеньшин, В.В. Пудовкин, А.Н. Колдашов, А.В. Ященко.– Тамбов: ТГТУ, 2016. – 96 с.

4. Пеньшин, Н.В. Государственное регулирование автотранспортной деятельности в регионе: монография / Н.В. Пеньшин, В.П. Бычков. – М.: Академический проект, 2015. – 192 с.

5. Пеньшин, Н.В. Перевозка опасных грузов: метод.указ. для 4–5 курсов спец. 190702 / Н.В. Пеньшин, В.С. Горюшинский.– Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2016. – 64 с.

6. Транспортная логистика : учебник для транспорт.вузов / под общ. ред. Л.Б. Миротина. – М.: Экзамен, 2014. – 512 с.

7. Троицкая, Н.А. Единая транспортная система: учебник / Н.А. Троицкая, А.Б. Чубуков. – М.: Академия, 2015. – 240 с.

Просмотров работы: 83