МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Верзулова Е.С. 1
1ФГБОУ ВО СИУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Международное сотрудничество в борьбе с коррупцией на сегодняшний день представляется наиболее актуальным направлением противодействия данному явлению. Это положение обусловлено тем обстоятельством, что для коррупции, как и для других видов преступности, давно не существует национальных границ. В то же время средства борьбы с данным явлением продолжают оставаться преимущественно национальными.

Международное сотрудничество предполагает совместную работу, участие в общих делах, касающихся отношений между народами, государствами, в сфере внешней политики. Согласно Уставу ООН (1945) [1, с. 14–47], Декларации о принципах международного права (1970) [2, с. 2–8], Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству государств в Европе (1975) все государства должны поддерживать и развивать сотрудничество друг с другом в соответствии с целями и принципами Устава ООН, другими международно-правовыми документами и обязательствами.

В последнее десятилетие принято множество многосторонних международных конвенций по борьбе с коррупцией, глобальных и региональных программ и деклараций, посвященных данной проблеме.

Мировое сообщество давно пришло к выводу о том, что коррупции как общераспространенному негативному социальному явлению можно эффективно противостоять только объединенными усилиями государств, а также международных организаций [3, с. 92].

Международные стандарты противодействия коррупции зафиксированы в ряде международных документах. Главными из которых являются Конвенция ООН против коррупции, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственность за коррупцию, Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 1997 г. и др.

Среди вышеназванных международных договоров по борьбе с коррупцией следует выделить Конвенцию ООН против коррупции 2003 г., универсальный международный договор, объединяющий 172 государства. День открытия Конвенции для подписания — 9 декабря — начиная с 2004 г. отмечается как Международный день борьбы с коррупцией. Эта Конвенция определяет криминализацию коррупционных деяний, предусматривает меры по предупреждению коррупции в государственном и частном секторе, по налаживанию международного сотрудничества в данной сфере и возвращению активов, а также техническую помощь, обмен информацией, механизм осуществления Конвенции и контроля за ее исполнением.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН по борьбе с коррупцией Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ. При ратификации было сделано заявление о том, что Российская Федерация обладает юрисдикцией в отношении деяний, признанных преступными согласно ст. 15, п. 1 ст. 16, ст. 17-19, ст. 21, ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. 24, статье 25, статье 27, в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 42 Конвенции.

Россия также присоединилась к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок Организации экономического сотрудничества и развития (Конвенция ОЭСР) 1997 г.

Данная Конвенция была ратифицирована Федеральным законом от 01.02.2012 г. № 3–ФЗ. Российская Федерация является участником Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г., ратифицирована в 2006 г. Федеральным законом № 125–ФЗ. Российская Федерация не участвует в Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 г.

Конвенция направлена на защиту лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, включая возможность возмещения убытков. Кроме того, эта Конвенция является, пожалуй, единственным международным документом, который дает определение коррупции. Статья 2 Конвенции гласит: «Коррупция означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового».

Ратификация Российской Федерацией Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 г., безусловно, будет способствовать усилению антикоррупционных стандартов [5, с. 59].

Имплементация норм международного права в сфере борьбы с коррупцией является важной составляющей формирования глобального антикоррупционного порядка, а также необходимым условием эффективной борьбы с коррупцией на национальном уровне. Анализ показывает, что законодательству практически всех государств присущи фрагментация имплементируемых положений международных актов, их выборочный характер, значительно снижающий успешность правореализации [4, с. 114].

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что в последние годы многое сделано для усиления антикоррупционного законодательства в Российской Федерации и его соответствия международным стандартам по борьбе с коррупцией. В настоящее время в складывающейся политической обстановке знание и изучение международных стандартов по борьбе с коррупцией становится все более актуальным как для простых граждан, так и для правоприменителей.

Международный опыт борьбы с коррупцией доказывает необходимость наличия как превентивных, так и реагирующих мер в отношении коррупционеров и коррупционных схем. Институты гражданского общества играют большую роль в достижении эффективного контроля над принимаемыми решениями в бюрократических кругах. Для этого необходим отлаженный механизм диалога между гражданским обществом и государством на уровне совместных площадок взаимодействия. Методы борьбы с коррупцией в различных странах мира могут найти применение в российской практике только в случае глубокой системной трансформации и изменения целого ряда системных параметров, начиная со смены принципов рекрутирования элит и заканчивая механизмами распределения государственных заказов.

Библиографический список

1. Устав Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1956. Вып. XII.

2. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (принята 24.10.1970 резолюцией 2625 (XXV) на 1883-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международное публичное право: сборник документов. М., 1996. Т. 1.

3. Адоевская О. О проблеме международных, зарубежных и национальных норм о борьбе с коррупцией // Уголовное право. 2013. № 3

4. Гончаренко Г. С. Политика глобализации и коррупция // Российский следователь. 2014. № 15. – С. 113-116

5. Савенков А. Международное сотрудничество для борьбы с коррупцией и финансовыми преступлениями // Российский следователь. 2012. № 21. – С. 56-59

6. Каськов Д.Л., Парушина Н.В. Проблемы развития государственной и негосударственной экспертной деятельности и пути их решения // Сборник: Стратегия развития учетно-аналитических и контрольных систем в механизме управления современными бизнес-процессами коммерческих организаций международный экономический форум «Бакановские чтения». 2014. С. 58-63.

7. Катыкина Е.В., Парушина Н.В. Методы оценки эффективности инвестиционной деятельности // Сборник: Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития Материалы II Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2015. С. 115-121.

8. Кузьмина О.В., Парушина Н.В. Развитие нормативно-правовых основ судебно-бухгалтерской экспертизы в РФ // Научные записки ОрелГИЭТ. 2015. № 1 (11). С. 320-326.

9. Сидорова М.А., Парушина Н.В. Экономическая безопасность управления кадрами и кадровая политика подбора персонала // Сборник: Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития Материалы II Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2015. С. 90-95.

10. Усова А.С., Парушина Н.В. Центры экономической безопасности в структуре управления организацией // Сборник: Экономическая безопасность: проблемы, перспективы, тенденции развития Материалы II Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2015. С. 250-254.

Просмотров работы: 1960