РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ДЕСТРУКТИВНОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ СТОРОННИКОВ РЕЛИГИОЗНО-ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ (ОПЫТ СОЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ) - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ДЕСТРУКТИВНОМУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ СТОРОННИКОВ РЕЛИГИОЗНО-ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ (ОПЫТ СОЦИАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 года к числу угроз национальной безопасности относит "деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию… деятельность, связанную с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе". Растут угрозы дестабилизации мировоззренческого характера, которые имеют и глобальный, и региональный, и локальный масштабы.

Сокращается круг общения подростков и молодежи. Они ограничиваются виртуальным общением в чатах и форумах, уходя от многих реальных проблем. У молодежи стремительными темпами растет агрессивность, которая вызвана чрезмерным, а иногда и болезненным увлечением компьютерными играми. Духовное и творческое оскудение молодежи в такой ситуации неизбежно. Более того, продолжающееся опустошение душевного мира неизбежно приведет к обвальному нарастанию психических расстройств, наркомании, суицидов, безнравственности.

Значимость системы образования в противодействии негативным социальным процессам (наркотизм, алкоголизация, преступность среди молодежи, религиозный и национальный экстремизм, терроризм, социально обусловленные заболевания и пр.) и в формировании здорового и безопасного образа жизни общества подтверждается стратегическими ориентирами государственной политики.

В современных условиях сформировался заказ на разработку психолого-педагогических основ проблемы ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивным воздействиям сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии. По итогам рассмотрения вопроса "О необходимости создания государственной системы ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии", в соответствии с основными положениями Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2012), Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666), Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (Утверждена Президентом РФ от 28.11.2014, Пр-2753), Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р) Минобрнауки России реализует мероприятия, направленные на ресоциализацию подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии.

Поэтому перед системой образования стоит задача ресоциализация подросков группы риска, включая подготовку к безопасному существованию в современном социуме, формирование способностей противостоять факторам социального риска.

В декабре 2017 года в РГСУ был организован и проведен вебинар по теме: «Ресоциализация подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии» (далее – вебинар), посвященный итогам Всероссийского мониторинга по изучению проблем ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии, а также разработке предложений по созданию в образовательных организациях психолого-педагогических условий ресоциализации подростков группы риска. Вебинар был организован на канале РГСУ на видеохостинге YouTube: https://www.youtube.com/watch?v=lYXLSpsaVc0.

Модераторами вебинара выступили Петрова Е.А., д.псх.н., профессор, декан факультета психологии РГСУ, и Кисляков П.А., д.псх.н., доцент, заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии РГСУ. На вебинаре с докладами выступили 8 человек.

Петрова Елена Алексеевна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета психологии РГСУ представила результаты проведенного Всероссийского мониторинга, в том числе актуальное состояние проблемы ресоциализации подростков группы риска и современные реализуемые пути решения данной проблемы.

Кутянова Ирина Петровна, руководитель Центра индивидуальных программ реабилитации при Национальной ассоциации реабилитационных центров, кандидат психологических наук, доцент обозначила основные подходы ресоциализации подростков группы риска, виды психологической коррекционной работы и принципы оказания коррекционной помощи. В своем докладе Ирина Петровна обозначила понимание самого термина ресоциализация в современной науке и основные подходы ресоциализации подростков группы риска, к примеру, это и понимание отклонений в поведении подростка в биопсихосоциодуховном комплексе, и терапевтические сообщества, разрабатываемые ранее еще в трудах Макаренко и Маевского, а также духовно-ориентированный подход к ресоциализации подростков в рамках традиционных конфессий и психотерапевтический подход рационально-эмотивной терапии – развенчание мифов, способов манипуляции формирование навыков рефлексии и работы с эмоциями; логотерапия, гештальт-терапия, развитие методов саморегуляции. Также в докладе рассматривались виды психологической коррекционной работы и такие принципы оказания коррекционной помощи, как системность подхода, учёт возрастных особенностей и адресность программ. В качестве примера была показана, реализуемая под ее руководством программа социальной адаптации детей и подростков, попавших в трудные жизненные ситуации «Школа Жизни», которая реализуется в 2017 году совместно с Федеральной службой исполнения наказаний России при поддержке Фонда Президентских грантов по развитию гражданского общества для некоммерческих организаций.

Дорофеев Игорь Николаевич, кандидат юридических наук, начальник отделения научно-исследовательского центра Академии управления МВД России дал характеристику особенностям межведомственного взаимодействия в ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию. Были даны статистические данные органов внутренних дел об обращении родителей по проблемам суицидов их детей, затронуты проблемы декларативности постановлений в области защиты детства, сложности создания единого механизма взаимодействия учреждений для реализации программ ресоциализации, а также необходимость преодоления и возможные пути решения данных проблем, необходимости участия психологов, педагогов и педагогов-психологов для принятия эффективных решений в данной проблематике.

Лобазова Ольга Фёдоровна, доктор философских наук, профессор, заместитель декана гуманитарного факультета РГСУ презентовала проект Big-Data (обработки больших данных), на основе которого возможно эффективное осуществление профилактики антисоциального поведения подростков. При помощи Big-Data возможно отслеживание активности как в социальных сетях, так и на любых других платформах для общения. Полученная информация будет демонстрировать настроения молодежи, их намерения и интересы. Поставляя на поток отслеживание и обработку такой информации, через подключение специалистов в области психологии и социальной работы, можно оказывать превентивные меры по нейтрализации антисоциальных типов активности.

Апанасюк Лариса Ахуновна, профессор кафедры туризма и гостеприимства РГСУ, доктор педагогических наук, доцент раскрыла содержание социально культурной деятельности в профилактике экстремизма в молодежной среде, а также освятила проблему ксенофобии, её причины и роль в распространении экстремисткой идеологии среди молодежи. Ксенофобия, как предтеча экстремизма, складывается из большого количества факторов, таких как политический, психологический, социальный, культурный, биологический и является специфическим видом социальной фобии. Отсутствие грамотных и своевременных решений устранения факторов роста ксенофобии закладывает фундамент для возникновения ксенофобической агрессии и, позже, экстремистских настроений в молодежной среде. Возрастом, в котором чаще всего формируется и закрепляется ксенофобия является подростковый, а также возраст раннего детства.

Рупова Розалия Моисеевна, доцент кафедры теологии РГСУ, кандидат философских наук, доцент подчеркнула важность внедрения в сферу общего образования изучения христианского мировоззрения и основ православной культуры для предотвращения деструктивного влияния сторонников религиозно-экстремисткой и террористической идеологии на детей и подростков группы риска.

Кисляков Павел Александрович, заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии РГСУ, доктор психологических наук, доцент, охарактеризовал психологическую безопасность субъектов образования в качестве фактора ресоциализации подростков группы риска; обосновал актуальность и необходимость создания устойчивой безопасной психологической среды в образовательных учреждениях для эффективной первичной и вторичной профилактики вовлечения подростков в религиозно-экстремистские организации. следующие составляющие: самопринятие (позитивное отношение к себе и своей прошлой жизни), позитивные отношения с другими (отношения с другими, пронизанные заботой и доверием), автономность (способность следовать собственным убеждениям), компетентность (способность выполнять требования повседневной жизни), цели в жизни (наличие целей и занятий, придающих жизни смысл), личностный рост (чувство непрекращающегося развития и самореализации). Павел Александрович обосновал актуальность и необходимость создания устойчивой безопасной психологической среды в образовательных учреждениях для формирования социальной безопасности личности, а именно состояния защищённости и социального развития, которое характеризуется системой социальных норм, осознанным отношением к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, практической деятельностью по выявлению, предупреждению, ослаблению и устранению социальных опасностей и угроз, возникающих на уровне личности, группы, общества, развитостью психологических и духовно-нравственных качеств, реализацией здорового и безопасного образа жизни, ведущего в конечном итоге к эффективной первичной и вторичной профилактики вовлечения подростков в религиозно-экстремистские организации. Был рассмотрен системный кризис как социальная опасность, ведущая к социальному нездоровью, и важность социальной безопасности человеческого потенциала, а именно таких его составляющих как психологическая безопасность, духовно-нравственная безопасность, информационная безопасность, религиозная безопасность, гражданско-правовая безопасность, здоровый и безопасный образ жизни, безопасность в кризисных экстремальных ситуациях.

Феофанова Василий Николаевич, заместитель декана факультета психологии по методической работе РГСУ, кандидат психологических наук, доцент презентовал программу курсов повышения квалификации «Методика и технологии психолого-педагогического сопровождения ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремисткой и террористической идеологии», разработанную авторским коллективом ученых РГСУ. В основу программы положен авторский подход к изучению различных типов входа и степени риска вовлечения детей и молодежи в деструктивные религиозно-экстремисткие и террористические организации. Планируемым результатом обучения является формирование у слушателей знаний о современных исследованиях по обсуждаемой проблематике ресоциализации подростков, нормативно-правовой базы по ресоциализации детей и подростков, основных алгоритмов взаимодействия образовательной организации с представителями органов исполнительной власти и сотрудниками организации систем образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, а так же родительской общественности и общественных объединений, представителями традиционных; формирование умения выявлять детей и подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию, определять степень нарушения в психическом, личностном и социальном развитии подростков, составлять психолого-педагогическое заключение по результатам диагностического обследования, формировать способность противодействия манипулятивному воздействию сторонников религиозно-экстремистских и террористических идеологий, вести просветительскую работу с родителями (законными представителями), по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка, организовывать межведомственное взаимодействие в рамках программы ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии; формирования навыков владения приёмами диагностики детей и подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии, основными технологиями ресоциализации детей и подростков, приемами разработки и составления программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения по ресоциализации подростков, приемами консультирования по проблемам ресоциализации подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно-экстремистской и террористической идеологии.

Просмотров работы: 198