ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ СТЕРЕОТИПЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ ЧЕРЕЗ СТЕРЕОТИПЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В психологии существует следующее понимание понятия «образ» - эта субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Термин "образ" может применяться не только в психологии, но и во всех сферах человеческой деятельности, например, математике или искусстве.

Рассматривая представление образа через стереотипы, отметим, что стереотипизация на сегодняшний день рассматривается через рациональную форму познания как частный случай более универсального процесса категоризации, основной функцией которого является систематизация изобилия, а также упрощение сложности получаемой человеком информации. Стереотип является общественно разделяемым способом когнитивного упорядочивания мира людей, а так же он может рассматриваться через разновидность социальных представлений [3].

Изучением стереотипов можно заниматься в ситуации взаимодействия таких групп, которые могли бы образовывать функциональное целое (учителя – ученики, родители – дети, студенты – преподаватели). Следует обратить внимание на то, что при психологическом анализе важно уметь выявлять содержание стереотипов своей и чужой групп как взаимодополняющих групповых образов.

П. Бурдье, рассматривая культурные стереотипы, отмечал следующее: фактически любое педагогическое воздействие по определению может обладать педагогическим авторитетом, в то время как, отправители педагогического сообщения изначально признаются заслуживающими права передавать то, что они передают. Также стереотип может акцентировать или усиливать некоторые свойства объекта в соответствии с его валентностью. Если обратиться к устойчивости стереотипа, то можно сделать вывод, что он неразрывно связан с прочностью фиксации валентности, то есть закрепления объекта в системе ценностных ориентаций индивида [1].

Позитивность культурных стереотипов преподавателей может позволить оптимистически оценить перспективы межличностного взаимодействия преподавателей и студентов, а именно то, что чем более будут позитивны гетеростереотипы, тем большую готовность к общению с представителями аут групп будут демонстрировать носители самих стереотипов, тем дружелюбнее они будут к ним относиться.

Студенчество обладает рядом характерных особенностей [5], которые позволяют предположить, что эффективность обучения студентов в вузах определяется рядом факторов, среди которых – представление студентов о преподавателе. Этот фактор обусловливает общение в диаде «преподаватель-студент», которое происходит во время учебного взаимодействия, как в аудитории, так и вне аудитории и в конечном результате может положительного или отрицательно влиять на формирование профессиональных компетенций будущих специалистов.

Изучение образа преподавателя важно как для студентов, так и для преподавателей. Впоследствии эти исследования могут повлиять на разработку и принятия программ по обучению студентов. Возможно, будут разработаны новые способы взаимодействия между преподавателем и студентами, как во время лекционных и практических занятиях, так и во внеучебной деятельности.

Литература

  1. Бурдье, П. Воспроизводство: элементы теории системы образования / П. Бурдье, Ж.- К. Пассрон; пер. с франц. Н.А. Шматко М.: Просвещение, 2013

  2. Гулевич, О.А. Психология межгрупповых отношений: учебное пособие / О.А. Гулевич. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2013. С. 345.

  3. Донцов, А.И. Социальные стереотипы: вчера, сегодня, завтра / А.И.Донцов, Т.Г. Стефаненко // Социальная психология в современном мире; под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: «Аспект Пресс», 2015

  4. Шихирев, П. Современная социальная психология / П. Шихирев. М.: ИП РАН; КСП; Академический Проект, 2014 С. 447.

  5. Bubnovskaya O.V. Gender features of motivational and personality sphere of the youth // World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 13 A. С. 48-52.

Просмотров работы: 98