Отметим, что при выборе практических методик, в первую очередь обращаясь к научным конфликтологическим методам, мы столкнулись с проблемой их отсутствия. Конфликтология, как и другие междисциплинарные науки, заимствует методы у смежных наук, в том числе психологии. Вследствие чего при анализе супружеских конфликтов нами применялись психологические методы диагностики супружеских взаимоотношений. Из известных сегодня методов были выбраны следующие методики: «Ролевые ожидания и притязания в браке» Н. А. Волкова [2] и «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Ю. Е. Алешиной и Л. Я. Гозмана [1], на основании которых мы проводили интервью. Было опрошено 7 супружеских пар - граждан среднего возраста, имеющих стаж в браке 17 лет и в среднем двоих детей школьного возраста.
Выбор данных методик был обусловлен тем, что они способствуют раскрытию особенностей психологии поведения с позиции гендерной принадлежности, а также выявлению ключевых сфер супружеских отношений, в которых наиболее часто возникают конфликты. Это в свою очередь позволяет смоделировать примерную картину конфликтного взаимодействия между супругами и предположить ее последствия.
Первый метод направлен на выявление иерархии семейных ценностей, а также значимости удовлетворения потребностей супругов в браке. Проведенный анализ полученных результатов по шкале ценностей позволил прийти к следующим выводам.
Во-первых, для большинства респондентов-мужчин важна гармония в сексуальных отношениях, в то время как женщины сексуальную сферу отношений считают не самой ключевой в супружеской жизни.
Во-вторых, как для мужчин, так и женщин важно иметь общие интересы, схожие ценностные ориентиры со своим партнером.
В-третьих, в хозяйственно-бытовой сфере мужчины проявили высокие ролевые ожидания на участие супруги в организации быта, как, собственно, и женщины, а в отношении притязания ответы имели усредненных характер, то есть можно предположить, что оба супруга готовы принимать участие в домашних делах.
В-четвертых, ролевые ожидания родительско-воспитательной сферы показывают, что мужчины ждут активного участия своего партнера в воспитании детей, в свою очередь женщины ждут такого же поведения от своих партнеров. Опрашиваемые мужчины придают большое значение роли отца и считают это одной из ценностей семьи. При этом оба супруга воспитание детей считают одной из ценностей семьи.
В-пятых, мужчины, в отличие от женщин, благосклонно относятся к социальной активности своего партнера, но не считают это сильной необходимостью. Для опрашиваемых женщин социальная активность супруга, а именно наличие профессиональных интересов, является важной. При этом в отношении собственной социальной активности респонденты-мужчины заинтересованы в профессиональном и социальном развитии, а женщины свои профессиональные интересы оценивают, как необходимые, но не настолько важные, как для супруга.
В-шестых, для респондентов обоих полов важно участие супруга в оказании моральной и эмоциональной поддержки и формирования благоприятного психологического климата. Нами выявлено, что и мужчины, и женщины готовы выступать в качестве психологического лидера и ожидают этого от своего партнера - принимать участие в нормализации психологического климата в семье и выступать «психотерапевтами».
В-седьмых, согласно полученным данным для опрашиваемых внешняя привлекательность играет не последнюю роль. Большинство опрашиваемых мужчин и женщин желают видеть возле себя внешне привлекательного партнера. Сами же опрашиваемые также хотят быть внешне привлекательными, а женщины - не отставать от веяния моды, хотят нравиться.
Сравнивая ответы мужчин и женщин, можно сделать вывод, что во многом показатели сходны. Семейные ценности супругов не имеют кардинальных противоречий. Однако стоит заметить, что супруги не проговаривают своих желаний и не слышат друг друга, поэтому конфликты происходят на почве якобы разных приоритетов. Изучение согласованности семейных ценностей опрашиваемых пар позволила нам выделить сферы с ярко выраженными противоречиями: интимно-сексуальную и личностную идентификацию с супругом. Эти ценности супружеских отношений могут быть потенциально конфликтными. Остальные сферы имеют средние показатели, которые не порождают противоречий. По критерию «ролевая адекватность» только у трех пар из семи наблюдаются одинаковые показатели, другие же имеют большой разрыв в данных. В свою очередь это говорит о несоответствии ролевых ожиданий и притязаний, что порождает конфликты на основании семейных ценностей.
Таким образом, мы можем отметить практическую полезность данной методики. Ее применение позволяет выявить проблемные зоны в разных сферах семейной жизни и различия в отношениях. Данную методику эффективнее применять на этапе становления семьи, поскольку у конфликтолога появится возможность спрогнозировать несоответствие ценностных ориентиров и рационально распределить роли между супругами.
Следующая выбранная нами методика для анализа супружеских конфликтов - «Характер взаимодействия супругов в конфликтной ситуации» Ю. Е. Алешиной и Л. Я.Гозмана. Анализ полученных данных производился по восьми параметрам. Результаты отношений по всем шкалам, как рассогласование норм поведения, проявление ревности, расхождения в отношении к деньгам и т. д., свидетельствуют о том, что в конфликтном взаимодействии женщины проявляют себя активно и имеют повышенный эмоциональный фон в ситуации противоречий. Однако в ситуации проявления доминирования супруга женщины дали ответы, согласно которым они проявляют позитивные реакции. Это подтверждает тот факт, что женщины конформны по отношению к сильному полу, и они также стремятся к тому, чтобы мужчина решал проблемы и противоречия в семье. Оценивая ответы по такому параметру, как вина, выявлено, что женщины ответили по-разному, хотя в сравнении с виной супруга женщины уменьшали свою роль в конфликтной ситуации, перекладывая ответственность на мужчин.
Теперь обратимся к показателям опрашиваемых мужчин. Подтверждается тот факт, что в конфликтных ситуациях они более сдержанны, у них преобладают положительные реакции с ярко выраженной активной позицией. Было выявлено только три аспекта, которые вызывают у мужчин негативные реакции в конфликте: проблемы в отношениях с родственниками и друзьями, проявление доминирования одним из супругов и проявление ревности. Следовательно, таким образом можно обозначить главные сферы жизни супругов, которые вызывают несогласованность мнений, интересов и взглядов. Обращаясь к показателям вины, нами выявлено, что для мужчин также характерно перекладывать вину на своего партнера, приуменьшая свою вину и неправоту.
Данная методика позволяет подтвердить разный эмоциональный фон полов в конфликте. Мы увидели, что мужчины более рациональны и сдержанны, а женщины наоборот - более активны и не сдержанны. Эта методика позволяет определить реакцию и возможные деструктивные последствия ссор на почве той или иной сферы отношений. Однако заметим, что в действительности сложно «подогнать» все семейные пары под одни определенные параметры, так как все во многом зависит от ситуации и индивидуальных особенностей личности.
Итак, в отсутствии специализированных конфликтологических способов и инструментов для анализа и прогноза конфликтов между супругами исследователю рекомендуется обращаться к психологическим методам, а в дальнейшем использовать полученные результаты при прогнозировании и профилактике супружеских конфликтов.
Литература
Морозов, А.В. Социальная конфликтология: учеб. пособие / Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т. Ф. Суслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
Попова, Т.Е. Конфликтология: Методические указания по изучению дисциплины / Т.Е. Попова, И.П Бобрешова, Т.А. Чувашова. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 51 с.
Bubnovskaya O.V. Gender features of motivational and personality sphere of the youth // World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. № 13 A. С. 48-52.