Гендерные стереотипы предполагают, что у людей имеются различные представления о поведении и личностных характеристиках мужчин и женщин [6, С. 286]. В современных исследованиях все чаще выделяется гендерный аспект изучаемых психологических феноменов [2]. В связи с этим широкое распространение получили категории «маскулинность» и «феминность», которые выражаются различием в поведении мужчин и женщин, их неодинаковым распределением социальных ролей и статусов. При этом нельзя не отметить, что оценка сугубо мужских и сугубо женских качеств, образующих гендерные стереотипы, определяется, прежде всего, мировоззренческими и установочными позициями человека.
По мнению Н.И. Семечкина, и мужчины, и женщины могут обладать набором как одних, так и других качеств, а стереотипы «просто констатируют, что одни из этих качеств более характерны для мужчин, другие – для женщин» [7, С. 373].
Для того, чтобы понять природу гендерных стереотипов необходимо понимать, что подобные стереотипы имеют не один, а множество различных источников. Согласно проведенным исследованиям, гендерные стереотипы формируются под влиянием социально-культурных особенностей представителей определенного пола, особенностей их воспитания и в значительной степени – под влиянием религиозных убеждений [4, С. 24].
Нередко именно религия оказывает наиболее сильное влияние на воспринимаемое противопоставление мужчин и женщин, изначально приводя к созданию и сохранению предубеждений и стереотипов о женщинах, их месте в обществе. При этом согласно проведенным исследованиям, более религиозные люди охотнее поддерживают стереотипные установки по отношению к гендерным ролям [5, С. 68]. Примером могут служить различия в гендерных ролях представителей тех или иных вероисповеданий. Так, ряд ведущих религий мира (Ислам, Иудаизм и Христианство) учит, что женщины отличны от мужчин, подчинены им и зависимы от них. В Священном Писании сказано: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; Но жена, прельстившись, впала в преступление» (I Тим. 2, 11-14).
Согласно Христианскому учению (см. Бытие, гл. 2-3), так как женщина была произведена от мужчины, а мужчина от Бога, женщина была «меньше», чем мужчина. Согласно Конвенции Южных Баптистов, принятой одной из основных религиозных сект — Южными Баптистами 8 июня 1998 г., «жена должна с благодарностью подчиняться, чтобы служить под руководством ее мужа, как и церковь охотно подчиняется руководству Христа».
В ультраортодоксальном иудаизме с женщинами, пренебрегающими выполнением работы по дому, можно развестись без их согласия, лишив их всех прав на детей. Хасиды не разрешают женщинам носить шали, предназначаемые для религиозных церемоний, и даже прикасаться к Торе. Истории известны факты нападения Хасидских мужчин на женщин-раввинов с Торой в руках, которые следовали к Стене Плача в Иерусалиме с целью совершить поклонение [1, С. 48].
Исследование влияния религиозных убеждений на стереотипные установки по отношению к гендерным ролям имеет огромную практическую значимость в регуляции непосредственного взаимодействия между представителями различных религиозных верований, а также для установления мирного взаимоотношения полов, построенного на принципах гармонично сосуществующих социальных групп, объединяющих людей различных религиозных убеждений.
В современной научной мысли отмечаются особое влияние гендерных стереотипов на общество. По данным экспериментов, проведенных психологами, гендерная обусловленность проявляется различным поведением мужчин и женщин при общении с работодателем (гендерная обусловленность выбора профессии) [3, С. 249]. К сожалению, до настоящего времени сохраняется стереотип большей ценности мужчин-специалистов, чем женщин, а также стереотип о традиционно «женских» и «мужских» профессиях, что свидетельствует о наличии гендерной составляющей профессиональных стереотипов.
Таким образом, гендерные стереотипы следует рассматривать как один из видов социальных стереотипов, в основе которого лежат устойчивые образы-представления о персональных характеристиках мужчин и женщин, предписывающие определенные стандарты их поведения. Они формируются социально-культурными особенностями представителей определенного пола, воспитанием и религиозными убеждениями, которые способствуют созданию и сохранению стереотипов о женщинах, их роли и месте в обществе.
Литература
Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – М.: Прайм Еврознак, 2004. – 320 с.
Бубновская О.В. Мотивационно-личностная сфера юношества: возрастной и гендерный аспекты // Фундаментальные исследования. 2014. № 1-1. С. 147-153.
Бутаева, М.А. Функционирование гендерных стереотипов / М.А. Бутаева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2016. - № 4. - С. 248-252.
Егорова, И.Д. Гендерные стереотипы: содержание понятия, свойства и функции / И.Д. Егорова // В сборнике: Социально-политические процессы в меняющемся мире межвузовский сборник научных трудов. Редакционная коллегия: В.П. Гавриков, Н.Н. Козлова. - Тверь, 2011. - С. 23-29.
Лукьященко, И.Е. К вопросу о сущности и функциях стереотипов / И.Е. Лукьященко // Вестник Кыргызско-российского славянского университета. - 2016. - № 10. - С. 67-70.
Нельсон, Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. — СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.— 384 с.
Семечкин, Н.И. Психология социальных групп: / Н. И. Семечкин. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 459 с.