Актуальность данной работы состоит в том, что на сегодняшний день, темпы компьютеризации значительно превышают темпы развития остальных отраслей. Компьютеры стремительно и прочно внедряются в нашу жизнь, обосновываясь в нашем сознании, а мы, по большей части, не осознаем этого и начинаем зависеть от этих машин.
Вместе с появившимся компьютером, в мир пришли и компьютерные игры, которые обрели сразу множество поклонников. На сегодняшний день в сфере компьютерных технологий быстро увеличивается рост людей, которых «простым» языком называют «компьютерными фанатами» или «геймерами». Основная их деятельность – игра на компьютере, круг социальных контактов весьма ограничен, остальная деятельность направлена на удовлетворение физических потребностей, которые зачастую «игроманы» могут игнорировать. Главная их потребность – постоянно играть.
Таким образом, объект исследования – компьютерная, а именно игровая зависимость, цель – исследовать влияние игровой зависимости на подростков.
Компьютерная зависимость является серьезной проблемой, затрагивающей все большее и большее количество людей. Первое упоминание термина «компьютерная зависимость» встречается в начале 80х годов в работах американских ученых. Например, доктор психологии Питтсбургского университета Кимберли Янг наиболее углубленно провела исследование в данной области.
В настоящее время исследователи при изучении обращают внимание на различные аспекты компьютерной зависимости, которые сосредоточены на поисках причин игровой-компьютерной зависимости (исследования А.Г. Шмелева, Ю.В. Фомичева), а также, факторы личностной предрасположенности к игровой-компьютерной зависимости (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, A.B. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул, К. Янг и др.), и психологических последствий игровой-компьютерной зависимости для индивида (И.В.Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. Авилов, О.К.Тихомиров, О.Н. Арестова, А.Е.Войскунский).
В наше время термин «компьютерная зависимость» еще не признан многими ученными, которые занимаются проблемами, связанными с психическими расстройствами, однако само явление формирования патологической связи между человеком и компьютером стало очевидным и приобретает быстро растущий размах [2].
Само понятие «игровая зависимость» можно трактовать как форму психологической зависимости, которая проявляется в навязчивом увлечении видеоиграми на компьютере.
Впервые определение игровой зависимости было описано в 1995 году доктором Иваном Голдбергом. Хотя в его цели не входило включение данного расстройства в официально признанные психиатрические стандарты, предложенное им определение имеет в основе описанные расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.
Известный психиатр Кимберли Янг в 1994 году разработала и опубликовала тест-опросник, выявляющий игровую зависимость, на него было дано около 500 ответов, большинство опрошенных были признаны зависимыми. Оказалось, что распространённость данного расстройства схожа с распространённостью патологической азартности [2].
Современные подростки отличаются от предыдущих поколений, выросших на книгах. Они много времени проводят за телевизором, телефоном и компьютером, получая информацию через интернет.
В этой статье мы хотели осветить и разобрать поставленную нами гипотезу, которая заключается в том, что у подростков, имеющих компьютерную зависимость, а именно страдающих «игроманией», внимание развито лучше, чем у обычных подростков, то есть мы хотели отследить связь улучшенного внимания и игровой зависимости.
В пилотажном исследовании, мы использовали методики:
«Опросник для выявления предрасположенности к зависимости от ролевых компьютерных игр». Он опирается на Опросник Интернет-зависимости, созданный в 2002 году в Канаде (Young K.S., Rodgers R.S., 2002),
«Опросник для установления зависимости от компьютерных игр» С.В.Краснова,
Скрининговая диагностика компьютерной зависимости (Л.Н.Юрьева,Т.Ю.Больбот),
Тест «Таблица Горбова-Шульте» (Оценка переключения внимания).
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №2 (пгт. Кировский, Приморский край), участие приняли 52 учащихся 9 классов.
Согласно полученным результатам, около 75% опрошенных имеют «компьютерную зависимость», из них 25% «игрозависимые» и 50% «интернет зависимые».
Полученные результаты могут применяться для разработки методического руководства по профилактике и коррекции зависимости от компьютерных игр и интернета. Исследование проводилось с целью предупреждения «компьютерной зависимости» и оказания помощи уже зависимым подросткам. При этом следует учитывать особенности типа личности подростков [1].
Затем, с 25% «игрозависимых» и с 45% «интернет зависимых», мы использовали методику Горбова-Шульте «Переключение внимания» («Красно-черные таблицы»), по результатам которой с наилучшим результатом (до 90 секунд) из 25% «игрозависимых», справились 20%, а из 50% «интернет-зависимых», справились 15. Отсюда вывод, что связь между игровой и интернет зависимостью существует. В дальнейшем, мы будем более подробно это исследовать.
Теперь речь пойдет о пользе компьютера, ведь разумное и грамотное использование информационных технологий может быть эффективным орудием воспитания и обучения.
Существуют доказательства, приводимые психологами в пользу компьютера:
Компьютерные игры так составлены, чтобы было представление не о единичном понятии или одной конкретной ситуации, а сразу получить обобщенное понятие всех похожих ситуаций и представлений, что помогает развитию мышления.
Одна из важнейших функций компьютерных игр - обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. У детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова и уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности [3].
Психологи, педагоги и родители, занимающиеся с детьми на компьютере, отметили, что в процессе таких занятий заметно улучшилась память и внимание подростков.
Игры на компьютере имеют большое значение не только в процессе развития интеллекта подростка, но и для развития и совершенствования моторики, точнее, для формирования моторной координации и координирования совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов.
Не стоит забывать о золотой середине, о том, что чрезмерное бесконтрольное увлечение персональным компьютером и Интернетом может вызывать компьютерную зависимость у подростков [4].
Наиболее распространены три вида деятельности, связанные с применением компьютера и интернета, как взрослым, так и ребенком [4]:
Получение информации (познание).
Коммуникация (общение).
Развлечение (игра).
Все эти виды деятельности могут привести к формированию соответствующей зависимости и изменениям личности, включая хакерство (информационная зависимость), а зависимость от виртуального общения и зависимость от компьютерных игр (интернет зависимость и игромания) [4].
Также выделяются смежные психологические проблемы, такие как агрессия, вызванная компьютерными играми, одиночество и социальная дезадаптация, все это вызвано, при замене естественного общения виртуальным и прочие [5].
Заметить влияние персонального компьютера на здоровье подростка несложно, но если физическое воздействие устранить достаточно просто (например использование защитных очков, удобное рабочее место), то психологические изменения с первого взгляда не заметны. Компьютерная зависимость возникает постепенно, размеренно и накладывает отпечаток на характер и личность ребенка, оказывая воздействие на более глубокие и значимые структуры юного сознания [6].
Таким образом, проблема, носящая название «компьютерной» зависимости, на данный момент для психологов новая и поэтому мало изученная. Одной из причин возникновения данной зависимости у подростков, может считаться неуверенность в себе, отсутствие возможности самовыражения, так как тот факт, что зачастую взрослое окружение подростка мало обращает на него внимание.
Единственный на данный момент способ, препятствовать «игромании», это привлечение подростка в виды деятельности, не связанные с компьютерами. Можно показать, что существует множество способов интересного времяпровождения, способствующих тренировке тела и духа, а также получению «умеренной» дозы адреналина.
Надо объяснить подросткам, что замена реального мира виртуальным, это не жизнь, а иллюзия. Однако, не имеет смысла полное игнорирование компьютерных возможностей, их надо использовать с умом по мере необходимости, например как источник получения информации.
Литература
Воеводкина Е.С., Бубновская О.В. Сравнительный анализ особенностей типа личности старшеклассников (на примере учащихся 9-х классов ШИОД, г. Владивосток)// Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5-2. С. 212-218.
Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета / Труды по социологии образования. - 2010. - Т. 5, вып. № 7. 395-430 с.
Кочина М.Л., Подригало Л. В., Синайко В. М., Яворский А. В. и др. / Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков. //Укр. ШСН. психоневрологи. - 2011. - Т. 9, вып. № 1. 15-21 с.
Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований/ Психол. журнал/ А.С. Шапкин - 2009. - Т. 20.- № I
Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика/ Л. Н. Юрьева, Т Ю. Больбот - Дн.: Пороги, 2016. 27-52 с.
Якушина Е.В. Подростки в Интернете//Педагогика. - 2001. - № 4 - 21-25 с.