Модели организации систем здравоохранения. В ряде стран, для которых характерна приверженность идее свободного предпринимательства и были отвергнуты принципы полного государственного регулирования страхования, из-за острой конкуренции создаются условия роста качества, поиска все новых продуктов и технологий, жесткой выбраковки экономическинеэффективных стратегий и участников рынка.
К настоящему времени сложились три системы здравоохранения:
- система регулируемого страхования (страховая медицина);
- бюджетное здравоохранение (государственная система);
- система частного страхования здоровья (рыночная система).
В основе каждой из этих моделей организации системы здравоохранения лежит различное понимание того, что же является товаром в сфере здравоохранения[4]. Отношение к медицинской услуге и роль государства в системе охраны здоровья определяет оплату труда людей, занятых в этой сфере и индексирование цен на рынке медицинских услуг.
Сравнительная характеристика моделей управления здравоохранением России и Японии .
Модель финансирования здравоохранения, сформировавшаяся в России может быть названа переходной бюджетно-страховой моделью[4]. Задача введения системы обязательного медицинского страхования (ОМС), основанной на взносах из фонда оплаты труда, в свое время рассматривалась как одна из решающих задач. Ее введение обусловлено стремлением расширить источники финансирования здравоохранения, получить новые каналы стабильного поступления дополнительных средств.
Российская экономическая модель здравоохранения официально относится к смешанным моделям с преобладанием государственного сектора. Такое положение связано с рядом причин – объективного и субъективно- го характера. Сравнительная характеристика моделей социально-экономического управления России и Японии представлена в таблице 1
Таблица 1. Характеристика социально-экономических моделей
Россия Тип системы :бюджетно – страховая. |
Япония Тип системы: социально-страховая |
наличие неспецифичных источников финансирования, но основной бюджет, |
медицинская услуга квазиобщественное благо |
гарантия государством базисных объемов бесплатной помощи для основной части населения в рамках ОМС |
доля расходов на здравоохранениев ВВП 6,6% |
централизованное и регионарное планирование ЗО |
источники финансирования ОМС - 60%, Гос. Бюджет- 10%, Общественные фонды -10%, Личныесредства -20% |
контроль за медицинской помощью государством и страховыми компаниями, |
контроль за эффективностью расходования средств страховыми фирмами (частнымистраховщиками). |
регулируемое ценообразование, многообразие форм оплаты |
доступность медицинского обслуживания 40% наиональнойсистемойстрахования; 60% -профессионально-производственной системой страховани |
свободный выбор ЛПУ и врачей, широкий спектр услуг за счет сочетания программ ОМС и ДМС |
ассортимент доступных медицинских услуг. |
цены регулируются и утверждаются министерством здравоохранения и социального обеспечения |
широкий выбор цен и услуг |
приоритет профилактики, использование новых технологий |
.спрос на разнообразные медицинские услуги стимулирует внедрение новых технологий |
К причинам объективного характера в первую очередь относится уровень жизни населения РФ, который можно охарактеризовать как низкий, сравнительно с развитыми странами. Уровень жизни определяет объем платежеспособного спроса на услуги здравоохранения. К субъективным причинам относится государственная политика, которая с начала экономических реформ все больше склоняется к усилению государственной власти. Смешанный характер системы здравоохранения определяет основные принципы фи- нансирования. Наследственность системы, как постсоветской, национальный менталитет, общий уровень бюрократизации определяют ее особенности и узкие места сравнительно со смешанными моделями здраво- охранения в других странах.
Япония – первая страна в Азии, где в 1961 г. было введено страхование здоровья в общенациональном масштабе. В настоящее время в Японии существует общественная система охраны здоровья, включающая такие части как общественная гигиена, социальное обеспечение, медицинское страхование, медицинское обслуживание некоторых групп населения за счет средств государства.[5]
Каждое медицинское учреждение в Японии – это самостоятельная организация. 80% больниц принадлежит врачам частной практики. В настоящее время финансирование медицинского обслуживания Японии осуществляется в основном за счет фондов страхования здоровья. Подавляющее большинство населения Японии попадает под действие двух основных систем медицинского страхования: национальной системы страхования здоровья (построенной по территориальному принципу) и системы страхования лиц наемного труда (построенной по производственному принципу).
В Японии национальная система страхования здоровья охватывает большей частью мелких собственников и членов их семей, инвалидов и других неработающих лиц (всего примерно 45 млн. человек). Страховой взнос взимается местными органами самоуправления или Ассоциацией национального страхования здоровья. Взнос зависит от места жительства, дохода, недвижимого имущества, размера семьи. 40% суммы
В России задача введения системы обязательного медицинского страхования (ОМС), основанной на взносах из фонда оплаты труда, в свое время рассматривалась как одна из решающих задач. Ее введение обусловлено стремлением расширить источники финансирования здравоохранения и получить новые каналы стабильного поступления дополнительных средств.[6]
С решением вопроса объемов и методов финансирования тесно связан вопрос совершенствования управления и организации самой структурой здравоохранения, который является важным резервом повышения эффективности работы всей структуры. С использованием современных компьютерных технологий [7]. Основополагающими принципами такого развития являются методы пациентоориенированной медицинской помощи. Это может быть изменение системы здравоохранения в пользу первичной медицинской помощи и профилактики, или использование «политики малых достижений», подразумевающих применение современных управленческих технологий организации работы в медицинских учреждениях, позволяющих реализовать качественное отношение к пациентам при минимальных дополнительных затратах [8].
Заключение . Здравоохранение Японии представляет большой интерес в связи с тем, что этой стране удалось в сравнительно короткий срок достигнуть самых высоких показателей здоровья населения, хотя, не в последнюю очередь, это связано с условиями и образом жизни.
Библиографический список
Багненко, С.Ф. Административная реформа и здравоохранение [Текст] / С.Ф. Багненко, В.В. Стожаров, А.В. Кириллов, В.А. Федотов // Скорая медицинская помощь. –2014. – № 4. – стр.10-16.
Беркутов, А.М. Современные тенденции и проблемы управления здоровьем [Текст] / А.М. Беркутов, Ю.Б. Кириллов, Е.М. Прошин // Вестник новых медицинских технологий. – 2015. – № 3-4. – стр.92-104.
Григорьева Н.С. // Вест. ММГУ.– 2006.– Сер.21, Управление (государство и общество), №3.– C. 67–86.
Друкер, П. Классические работы по менеджменту [Текст] / П. Друкер; [пер. с англ. И. Григорян, О. Медведь, С. Писарева; ред. Р. Пискотина]. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2016. – 219 с. – (Сколково).
Никифоров С.А. Муниципальное здравоохранение в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития / С.А. Никифоров, И.Н. Денисов, Е.В. Ползик. Екатеринбург, 2014. - 138 с.
Ямщиков, А.С. Экономические аспекты управления здравоохранением на муниципальном уровне. [Текст] / А.С.Ямщиков – Томск: Издательство Томского государственногоуниверситета, 2009.
Горюнова В.В. [и др.] Особенности проектирования интегрированных медицинских систем на основе концептуальных спецификаций // Фундаментальные исследования. — 2013 —№11-9 — С. 67-73.
Горюнова В.В. [и др.] Использование информационных технологий и концептуальных спецификаций при оценке качества жизни населения // Современные наукоемкие технологии. — 2014 —№5-1 — С. 130-