Оротовая кислота является межуточным продуктом обмена пиримидинов. При участии энзимов оротидилпирофосфатазы и оротидилдекарбоксилазы она превращается в рибософосфат. При дефиците обоих энзимов у пораженных лиц обнаруживается мегалобластическая анемия, не поддающаяся лечению витамином С, фолиевой кислотой или витамином В12, а также - и повышенная экскреция оротовой кислоты с мочой (1-2 г в сутки).
Заболевание наследуется по аутосомно-рецессивному типу. У гетерозиготов активность обоих энзимов уменьшена приблизительно на 50%.
Заболевание лечат успешно применением пиримидиновых нуклеотидов.
Ксантинурия
Является наследственно обусловленным заболеванием обмена пуринов. Оно вызвано дефицитом энзима ксантиноксидазы, который находится в печени и слизистой кишок и превращает гипоксантин в ксантин и ксантин в мочевую кислоту. Проявляется калькулезом мочевых путей. В плазме и моче при этом заболевании устанавливают повышенные количества гииоксантина и ксантина (в связи с энзиматическим блоком ксантин синтезируется непосредственно от гуанина) и значительное понижение уровня мочевой кислоты.
Диагноз может быть поставлен путем определения энзиматической активности в клетках слизистой кишок, полученных при биопсии тонких кишок.
Синдром Леша-Нихана. Болезнь описана Lesch и Nyhan в 1964 г.
Клиника. Болеют исключительно мальчики, у которых в первые месяцы жизни наблюдается задержка моторного развития. Впоследствии появляются экстрапирамидные хореоатетозные гиперкинезы, гиперрефлексия и спастичность. Обычно развивается умственная отсталость, хотя в некоторых случаях интеллект может быть нормальным. Наиболее характерным симптомом болезни является непреодолимая склонность к аутоагрессии - больные кусают слизистую ротовой полости, губы, пальцы. Нередко они проявляют агрессивность в отношении окружающих. У большинства больных наблюдается почечнокаменная болезнь с гематурией, наличие оранжевых кристаллов в моче, впоследствии - полиурия, полидипсия и прогрессирующая почечная недостаточность. У детей более старшего возраста наблюдаются суставные поражения (артрит, подагрические узлы), макроцитная, мегалобластическая анемия, не поддающаяся лечению витамином В12. задержка физического развития. По всей вероятности, пониженная резистентность к инфекциям вызвана нарушениями пролиферации и функций В-лимфоцитов.
В крови больных с синдромом Леша - Нихана наблюдается повышение уровня мочевой кислоты, как у пожилых лиц, больных подагрой (10-12 мг%), а в моче - повышенная экскреция мочевой кислоты. Первичный биохимический дефект заключается в наследственно детерминированном дефиците энзима гипоксантин-гуанин-фосфорибозил-трансферазы (ГГФРТ). В связи с энзиматическим дефектом нарушен синтез инозин-монофосфата и гуаннн-монофосфата из пуринов. Отсутствие ингибирующего эффекта, воздействующего на конечные продукты метаболизма, приводит к повышению эндогенного синтеза пуринов и к выраженной гиперурикемии. В нормальных условиях наиболее богата ГГФРТ мозговая ткань, что объясняет тяжелые неврологические поражения при этой болезни. Энзиматический дефект может быть установлен в эритроцитах, лейкоцитах, кожных фибробластах, мозге и других тканях.
Подобно другим наследственным нарушениям обмена веществ, болезнь Леша-Нихана является клиническим и биохимическим, а, вероятно, и генетическим гетерогенным состоянием, при котором не наблюдается строгого соответствия между степенью энзиматического дефицита и клиническими явлениями. У некоторых пожилых лиц с подагрой и почечнокаменной болезнью установлен частичный дефицит ГГФРТ. У лиц одной и той же семьи обычно наблюдается соответствие между клиническими явлениями и энзиматическими нарушениями.
Болезнь наследуется по рецессивному типу, сцепленно с Х-хромосомой. По всей вероятности, мутации нескольких структурных генов, расположенных на длинном плече Х-хромосомы, обуславливают энзиматический дефект. Обычно женщины-носители клинически здоровы, несмотря на то, что у некоторых из них наблюдается гиперурикемия, повышенная экскреций мочевой кислоты с мочой или подагрозный артрит. Установление носительства возможно при исследовании кожных фибробластов или волосяных фолликулов.
Основным методом профилактики этого тяжелого заболевания является раннее установление гетерозиготного носительства и пренатальная диагностика.
Лечение. Применяется лечение аллопурннолом по 200-300 мг в сутки, дающее благоприятный эффект при почечных и суставных поражениях, а также и комбинированное лечение более высокими дозами аллопуринола (16-26 мг/кг) и уратоксидазой.
В педиатрической практике хорошо известны случаи наследственно обусловленного тяжелого иммунного дефицита, впервые описанного в Швейцарии (Clanzmann и Riniker, 1950).
Клиника. Заболевание начинается в первые недели жизни ребенка и проявляется выраженной склонностью к инфекциям кожи и дыхательной, пищеварительной и нервной систем. Часто развиваются септические состояния. У большинства больных наблюдаются поносы с частым стулом с водянистыми фекальными массами, трудно поддающиеся лечению и вызывающие тяжелые нарушения водно-электролитного баланса, потерю массы тела, гипотрофию. Часто встречаются поражения кожи и слизистых или генерализованное поражение внутренних органов, причиненное Candida albicans. Все детские инфекции и профилактичные вакцинации протекают при этой болезни очень тяжело, часто фатально.
Наиболее характерным патоморфологическим проявлением является генерализованное уменьшение в организме лимфоидной ткани с аплазией или гипоплазией тимуса, отсутствием бляшек Пейера, уменьшением числа лимфоцитов и плазматических клеток во всех лимфоидных органах. В периферической крови часто устанавливают лимфопению ниже 2000 мм3, в основном за счет малых зрелых лимфоцитов и эозинофилов. Костный мозг беден лимфоцитами, лимфобластами и плазматическими клетками. Важной особенностью тяжелого комбинированного иммунодефицита (ТКИД) является отсутствие или значительное снижение уровня иммуноглобулинов в сыворотке крови и невозможность дать иммунный ответ во время инфекции или при стимуляции антигенами.
Болезнь наследуется по аутосомно-рецессивному типу или сцепленно с Х-хромосомой. Приблизительно в 50% случаев у больных с аутосомно-рецессивной формой заболевания устанавливается дефицит энзима аденозин-диаминазы (АДА) (Giblclt и соавт., 1972). Это открытие чрезвычайно важно в связи с тем, что впервые нммунодефицитное состояние связывают с наличием энзиматического дефицита. АДА является полиморфным энзимом, который катализирует деаминирование аденозина в инозин. Энзиматический синтез находится под контролем двух аутосомных аллельных генов- АДА1 и АДА8. Понижение активности АДА вызывает понижение синтеза ДНК в связи с повышением внутриклеточной концентрации аденозина. До сих пор не установлено, каково значение этого энзиматического дефекта для появления нарушений клеточного и гуморального иммунитета. Однако установление энзиматического дефицита в эритроцитах, кожных фибробластах и амниотических клетках дает возможность поставить пренатальный диагноз и доказать гетерозиготное носительство.
Дефицит нуклеозид-фосфорилазы
В 1975 г. Giblett с соавт. установили еще один энзиматический дефект, связанный с явлениями иммунного дефицита. До сих пор описано более 10 больных с дефицитом нуклеоизид-фосфорилазы и нарушениями Т-клеточного иммунитета.
Клиника. Болезнь проявляется через несколько месяцев после рождения выраженной склонностью к повторяющимся инфекциям различных органов или систем, в основном бронхита, отита, пневмонии, диареи. Как правило, наблюдается анемия мегалобластного или апластического типа, нейтропения и гипоплазия лимфоидной ткани. Уровень сывороточных иммуноглобулинов и активность АДА нормальны. В сыворотке крови и моче больных обнаруживается значительное понижение уровня мочевой кислоты и повышение инозина и гуанозина. Активность нуклеозид-фосфорилазы в лейкоцитах и эритроцитах понижена значительно. Заболевание наследуется по аутосомно-рецессивному типу, у гетерозиготных носителей обнаруживаются межуточные величины энзиматической активности.
Лечение состоит в систематических трансфузиях крови, которые оказывают благоприятный эффект при дефиците АДА и не дают результатов у больных с дефицитом нуклеозид-фосфорилазы. Испробованное лечение тимозином не дало особых результатов. Обычно смертельный исход наступает в детском возрасте в результате интеркуррентных инфекций.
Пуриновые (аденин, гуанин) и пиримидиновые (цитозин, урацил и тимин) основания входят в состав нуклеиновых кислот — РНК и ДНК. Нарушение их обмена приводит к повышению уровня мочевой кислоты и наблюдается при различных заболеваниях почек, лейкозах, но особенно отчетливо при подагре, известной еще со времен Гиппократа.
Подагра (podagra; греч. капкан, ломота, слабость в ногах; подагра от podos — нога, стопа + agra — захват, приступ) — хроническое заболевание, обусловленное нарушением обмена пуринов. Оно характеризуется отложением солей мочевой кислоты в тканях с развитием в них вначале воспалительных, а затем деструктивно-склеротических изменений. Проявляется, главным образом, рецидивирующим артритом, образованием подкожных узелков, симптомами мочекаменной болезни. В настоящее время термином «подагра» обозначают группу заболеваний, проявляющихся:
1) гиперурикемией;
2) повторными приступами острого артрита, при котором в лейкоцитах из синовиальной жидкости обнаруживаются кристаллы урата натрия;
3) большими отложениями урата натрия чаще всего в суставах конечностей и вокруг них, что нередко сопровождается деформацией суставов и тяжелой хромотой;
4) повреждением почек, включая интерстициальные ткани и кровеносные сосуды;
5) образованием камней из мочевой кислоты.
Указанные симптомы могут встречаться как порознь, так и вразличных сочетаниях. Подагру относят к мультифакториальным заболеваниям. В силу того, что две специфические причины подагры (недостаточность гипоксантингуанинфосфорибозилтрансфера-зы и гиперактивность 5-фосфорибозил-1-пирофосфатсинтетазы) сцеплены с Х-хромосомой, то подагра — это болезнь пожилых мужчин; на долю женщин приходится до 5% случаев заболевания. Дети и подростки болеют редко. Пик заболеваемости приходится на пятое десятилетие жизни. В целом подагрой страдает от 0,13 до 0,37% от общего числа популяции.
Итак, обязательным симптомом подагры является гиперурикемия. Об абсолютном увеличении уровня уратов в сыворотке говорят в том случае, когда их концентрация превышает предел растворимости урата натрия в сыворотке. Для уратов этот предел состав ляет 60 мг/л у женщин и 70 мг/л у мужчин. Концентрация урат в сыворотке более 70 мг/л (эффект перенасыщения сыворотки ура-том) увеличивает риск подагрического артрита и нефролитиаза. На уровень урата влияет пол, возраст (очевидно, через влияние на почечный клиренс урата эстрогенов и андрогенов), масса тела, артериальное давление, уровень азота мочевины и креатинина в крови, потребление алкоголя (хроническое потребление алкоголя повышает продукцию мочевой кислоты и снижает ее экскрецию).
Гиперурикемия обнаруживается у 2—18% населения. Частота ираспространенность подагры меньше, чем гиперурикемии, и составляет 0,20—0,35 на 1000 человек. Гиперурикемия — необходимое условие развития подагры. Мочевая кислота образуется при окислении пуриновых оснований. 2/3 мочевой кислоты выводится с мочой (300—600 мг/сут), а 1/3 — через желудочно-кишечный тракт, в котором она разрушается бактериями.
Гиперурикемия может быть обусловлена повышенной скоростью продукции мочевой кислоты, сниженной ее секрецией почками или тем и другим. В этой связи подагру и гиперурикемию делят на метаболическую и почечную.
Метаболическая гиперурикемия и подагра обусловлена повышенной продукцией мочевой кислоты, о чем можно судить по повышенной экскреции (более 600 мг/сут) мочевой кислоты даже в условиях ограниченного приема пуринов с пищей. На долю этого типа подагры приходится менее 10% всех случаев этого заболевания.
Мочеваякислота,как известно, является конечным продуктом метаболизма пуринов. Скорость синтеза мочевой кислоты у человека определяется внутриклеточной концентрацией 5-фосфорибо-зил-1-пирофосфата (ФРПФ): при повышении уровня ФРПФ в клетке синтез мочевой кислоты усиливается, а при снижении — уменьшается.
Избыточная продукция мочевой кислоты может быть первичной и вторичной. Первичная гиперурикемия обусловлена врожденной недостаточностью гипоксантингуанинфосфорибозилтрансфера-зы или повышенной активностью ФРПФ-синтетазы и наследуется сцепленно с Х-хромосомой. Вторичная гиперурикемия, обусловленная гиперпродукцией мочевой кислоты, может быть связана со многими причинами:
1) ускорением биосинтеза пуринов de novo;
2) недостаточностью глюкозо-6-фосфатазы (например, при болезни накопления гликогена I типа), при которой отмечается повышенная продукция мочевой кислоты и ускоряется синтез пуринов de novo;
3) ускорением синтеза ФРПФ;
4) ускорением распада пуриновых нуклеотидов.
Последние две причины включаются при дефиците в клетке глюкозы как источника энергии. Полагают, что у большинства больных со вторичной гиперурикемией на почве избыточной продукции мочевой кислоты основное нарушение заключается в ускорении кругооборота нуклеиновых кислот, что характерно для многих заболеваний: миелоз, лимфолейкоз, миелома, вторичная поли-цитемия, пернициозная анемия, талассемия, гемолитические анемии, инфекционный мононуклеоз, карцинома и т.д. Ускорение кругооборота нуклеиновых кислот приводит к гиперурикемии и компенсаторному повышению скорости биосинтеза пуринов de novo.
Почечная гиперурикемия и подагра обусловлена снижением экскреции мочевой кислоты почками. На ее долю приходится до 90% всех случаев подагры. Экскреция мочевой кислоты зависит от клубочковой фильтрации, канальцевой реабсорбции и секреции.
Уменьшение скорости фильтрации (1-й фактор), усиление реабсорбции в проксимальных канальцах (2-й фактор) или снижение скорости секреции (3-й фактор) мочевой кислоты снижают ее почечную экскрецию. Вполне вероятно, что у больных подагрой имеют место все три фактора.
Почечный тип гиперурикемии и подагры может быть первичным и вторичным. Первичная почечная подагра встречается у больных с патологией почек: поликистоз, свинцовая нефропатия. Вторичная почечная гиперурикемия может наблюдаться при приеме диуретиков, уменьшающих объем циркулирующей плазмы, что сопровождается снижением фильтрации мочевой кислоты, усилением ее канальцевой реабсорбции и уменьшением секреции мочевой кислоты. Ряд других лекарственных средств (аспирин в низких дозах, никотиновая кислота, пиразинамид, этанол и др.) также вызывает гиперурикемию посредством снижения экскреции мочевой кислоты, однако механизмы до сих пор не установлены.
Нефрогенный несахарный диабет, недостаточность надпочечников, уменьшая ОЦП, индуцируют гиперурикемию. Гиперурикемия может быть следствием конкурентного ингибирования секреции мочевой кислоты избытком органических кислот, которые секрети-руются аналогичными механизмами почечных канальцев, что и мочевая кислота. Избыток органических кислот наблюдается при голодании (кетоз, свободные жирные кислоты), алкогольном и диабетическом кетоацидозе, лактацидозе любого происхождения.
Гиперурикемия, характерная для гиперпара- и гипопаратирео-за, гипотиреоза, также может иметь почечную основу, но механизм ее возникновения неясен. Эволюция подагры проходит 4 стадии:
1) бессимптомная гиперурикемия,
2) острый подагрический артрит,
3) межкритический период,
4) хронические подагрические отложения в суставах.
Стадия бессимптомной гиперурикемии характеризуется повышением уровня урата в сыворотке крови, но симптомы артрита, подагрические отложения в суставах или мочекислые камни отсутствуют. У мужчин, подверженных классической подагре, гиперурикемия начинается в период полового созревания, а у женщин из группы риска — с наступлением менопаузы. Бессимптомная гиперурикемия может сохраняться в течение всей жизни. Несмотря на то, что гиперурикемия определяется практически у всех больных подагрой, лишь только у 5% лиц с гиперурикемией когда-либо развивается эта болезнь.
Стадия бессимптомной гиперурикемии заканчивается с первым приступом подагрического артрита или нефролитиаза.
Артрит, как правило, предшествует нефролитиазу, который развивается обычно через 20—30 лет стойкой гиперурикемии.
Следующая стадия — острый подагрический артрит. Причины, вызывающие начальную кристаллизацию урата натрия в суставе после длительного периода бессимптомной гиперурикемии, изучены не полностью, хотя известно, что отложению уратов в тканях способствует сдвиг рН в кислую сторону и нарушение обмена мукополисахаридов, поддерживающих ураты в растворенном состоянии. Постоянная гиперурикемия в конечном итоге приводит к формированию микроотложений в плоских клетках синовиальной оболочки и к накоплению урата натрия в хряще на протеоглика-нах, обладающих высоким сродством к нему. Различные причины, но чаще всего травмы, сопровождающиеся разрушением микроокружения и ускорением кругооборота протеогликанов хряща, обусловливают высвобождение кристаллов урата в синовиальную жидкость. Низкая температура в суставе, неадекватная реабсорбции воды и урата из синовиальной жидкости в полости сустава, обусловливают накопление достаточного количества кристаллов урата в нем. Кристаллы мочевой кислоты фагоцитируются в суставах нейтрофилами, затем разрушают их с высвобождением лизосо-мальных ферментов, которые являются медиаторами острого подагрического воспаления. Острый приступ артрита провоцируется рядом моментов, в том числе:
1) фагоцитозом кристаллов лейкоцитами с быстрым высвобождением из них хемотаксических белков;
2) активацией калликреиновой системы;
3) активацией комплемента с последующим образованием хемотаксических его компонентов;
4) разрушением кристаллами уратов лизосом лейкоцитов и выделением в синовиальную жидкость лизосомных продуктов.
Если в понимании патогенеза острого подагрического артрита достигнут определенный прогресс, то многие вопросы, касающиеся спонтанного прекращения острого приступа и эффекта колхицина, еще ждут ответа.
Вначале крайне болезненный артрит затрагивает один из суставов со скудной общей симптоматикой. Позднее в процесс вовлекается несколько суставов на фоне лихорадочного состояния. Продолжительность приступов различна, но все же ограничена. Они перемежаются с бессимптомными периодами. Острый подагрический артрит — это болезнь преимущественно ног. Чем дистальнее место поражения, тем более типичны приступы. Иногда развивается подагрический бурсит, причем чаще всего в процесс вовлекаются сумки коленного и локтевого суставов. Перед первым резким приступом подагры больные могут ощущать постоянную болезненность с обострениями, но чаще первый приступ бывает неожиданным и имеет «взрывной» характер. Он, как правило, начинается в ночное время, боль в воспаленном суставе чрезвычайно сильна.
Приступ может провоцироваться травмой, приемом алкоголя и некоторых лекарственных средств, погрешностями в диете, хирургической операцией. В течение нескольких часов интенсивность достигает своего пика, отчетливо проявляются признаки прогрессиру ющего воспаления, нарастает лейкоцитоз, повышается температура тела, увеличивается СОЭ.
Приступы подагры могут продолжаться в течение одного или двух дней или нескольких недель, но они купируются, как правило, спонтанно. Последствий не остается, и выздоровление кажется полным, т.е. наступает 3-я стадия — бессимптомная фаза, называемая межкритическим периодом, в течение которого больной не предъявляет никаких жалоб. У 7% больных второго приступа вообще не наступает, а у 60% болезнь рецидивирует в течение года.
Однако межкритический период может длиться даже до 10 лет и завершаться повторными приступами, каждый из которых становится все более длительным, а ремиссии все менее полными. При последующих приступах в процесс вовлекается обычно несколько суставов, сами приступы становятся более тяжелыми, более продолжительными и сопровождаются лихорадкой.
Список литературы :
Клиническая педиатрия. Под редакцией проф. Бр. Братанова