Многие российские лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) в своей деятельности активно прибегают к услугам комплексных медицинских информационных систем (МИС). Использование подобных систем, которые представляют собой целостный (универсальный) программный продукт, позволяет перейти на качественно новый уровень руководства деятельностью медучреждения и оказания медицинских услуг населению[4].
Т.е., медицинская информационная система (МИС) представляет совокупность социально-экономических требований и программно-технических средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов, протекающих в медицинском учреждении, включая проведение телемедицинских консультаций[5].
Исходя из этого определения и учёта социально-экономических требований , целями создания МИС являются:
1. Создание единого информационного пространства;
2. Мониторинг и управление качества медицинской помощи;
3. Повышения прозрачности деятельности медицинских учреждений и эффективности принимаемых управленческих решений;
4. Анализ экономических аспектов оказания медицинской помощи;
5. Сокращение сроков обследования и лечения пациентов;
6. Внедрение МИС имеет положительный эффект для всех участников системы здравоохранения.
Ниже в таблице 1 представлены критерии работы приёмного отделения.
Таблица 1 – Функции и критерии работы приемного отделения
Индекс функции |
Название функции |
Критерий |
Значение критерия |
В результате разработки |
1 |
регистрация |
Время выполнения функции в целом |
10 мин |
9 мин |
2 |
заполнение статистической карты |
Время выполнения функции в целом |
5 мин |
2мин |
3 |
распределение в палаты |
Время выполнения функции в целом |
10 мин |
5 мин |
4 |
запрос консультанта на осмотр |
Время выполнения функции в целом |
10 мин |
3 мин |
5 |
осмотр специалистом-консультантом |
Время выполнения функции в целом |
20 мин |
20 мин |
6 |
назначение обследования |
Время выполнения функции в целом |
10 мин |
10 мин |
7 |
заполнение истории болезни |
Время выполнения функции в целом |
15 мин |
5 мин |
Степень автоматизации |
нет |
МИС |
||
8 |
обоснование в госпитализации |
Время выполнения функции в целом |
3 мин |
20 сек |
9 |
выписка |
Время выполнения функции в целом |
10 мин |
1 мин |
10 |
формирование ежедневных сводок |
Время выполнения функции в целом |
15 мин |
1 мин |
Степень автоматизации |
нет |
МИС |
Социально--экономические требования к функциональным характеристикам:
• Интеграция всех информационных потоков в единую базу данных и обеспечение надежной защиты от несанкционированного доступа к данным.
• Обеспечение персонифицированного учета сведений о пациентах (идентификационные данные, цели направления в лечебное учреждение, медицинские показания, назначенные, оказанные и оплаченные медицинские услуги, источники оплаты, документальные основания для получения медицинской помощи за счет средств федерального бюджета или ОМС).
• Автоматизация кассовых операций при оказании услуг за наличные средства физических лиц.
•_Автоматизация всех процессов обработки агрегированной информации, включая информационно-программное обеспечение экономических расчетов с заказчиками (покупателями) медицинской помощи независимо от вида оплаты и источника финансовых средств.
• Формирование счетов на пациента, исполнителя, отделение и учреждение в целом.
• Авторизация и разграничение прав доступа к программному комплексу.
• Контроль исполнения выписанных направлений.
• Обеспечение многопользовательского режима работы.
• Построение отчетной финансовой документации на основе классификатора услуг и тарифов, утвержденных Минздравом России.
Социально-экономические требования к организации данных:
Сформировать и обеспечить ведение следующих справочников НСИ:
- международный классификатор болезней;
- классификатор медицинских услуг;
- справочник тарифов на медицинские услуги, утвержденных Минздравом России;
- справочники тарифов на медицинские услуги, утвержденные фондами ОМС;
- справочник тарифов на платные медицинские услуги, утвержденный органом управления здравоохранением;
- реестр пациентов, обратившихся за медицинской помощью;
Производить регистрацию и учет пациентов по следующим реквизитам.
Для застрахованных пациентов, обратившихся за медицинской помощью по программе ОМС:
- номер полиса ОМС;
- фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес регистрации;
- дата поступления и выписки.
Для обратившихся по другим источникам финансирования:
- фамилия, имя, отчество;
- паспортные данные;
- регион проживания, место работы;
- реквизиты направившего медицинского учреждения;
- дата поступления и выписки.
Производить регистрацию оказываемых пациентам медицинских услуг по следующим показателям:
- информация об оказанной услуге;
- информация о диагнозе;
- сведения об исполнителе услуги и отделении;
- сведения о специалисте, направившем на выполнение услуги.
Заключение. Решение задач социально-экономического анализа и внедрение компьютерных технологий в делопроизводство позволяет децентрализовать регистрацию документов, создавая в то же время централизованную информационно-поисковую систему (базу данных) о документах организации.
Список использованных источников
Власов Е.В., [и др.] Особенности проектирования интегрированных медицинских систем на основе концептуальных спецификаций // Фундаментальные исследования. — 2013 —№11-9 — С.1789-1793
.Горюнова В.В., Горюнова Т.И., Кухтевич И.И Основные тенденции в развитии медицинских информационных систем. // Фундаментальные исследования. – 2015, -№5, Т.1,С.58-62
Н.А.Храмцовская Проблемы управления документами в здравоохранении в условиях развития информационно-коммуникационных технологий //Врач и информационные технологии . —2013 — №3 —С 47-51
Столбов А.П. Организация электронного документооборота в здравоохранении. //Врач и информационные технологии . —2007 — №5 —С 33-38
Кухтевич И.И., Горюнова В.В., Горюнова Т И. Практика проектирования и использования телеконсультационных центров неврологического профиля // Фундаментальные исследования —2014 —№ 11-11 — С. 2385-2369