Основными социально-экономическими задачами деятельности медицинского учреждения стационарного типа являются:
Первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
Оказание первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме;
Прием врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи;
Проведение диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи;
Проведение компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи;
Оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях;
Осмотр на дому при наличии показаний врачами – специалистами.
Организационная структура медицинского стационара
Медицинский стационар, как правило, имеет линейно-функциональную структуру персонала [1]. Во главе всего персонала и больницы в целом стоит главный врач. У него в подчинении находятся заместители главврача по медицинской и организационной части, заведующие различными отделениями, у заведующих отделениями в подчинении находятся врачи, медицинские сёстры и санитарки данного отделения. Таким образом, организационная структура персонала больницы основана на соблюдении единоначалия, линейного построения отделений и распределения функций управления между ними. [2]
В состав руководства так же входят: заместитель главного врача по лечебной части (нач.мед), по организационно-методической работе, заместитель главврача по хирургии, заместитель главврача по экономике, заместитель главврача по кадрам, главный бухгалтер, заместитель главного врача по техническому обслуживанию ( см. рисунок 1) .
Врачи подразделяются на врачей широкого профиля (хирург, терапевт, акушер-гинеколог, педиатр) и врачей узких специальностей (стоматолог, отоларинголог, офтальмолог, нарколог, инфекционист, дерматовенеролог, невропатолог, рентгенолог, психиатр, анестезиолог и пр. ).
Рисунок 1 - Организационная структура управления медицинским стационаром
В подчинении специалистов находятся средний и младший медицинский персонал, выполняющий соответствующую их функциональным обязанностям работу.
В настоящее время в стационарах широкое распространение получают технологии проведения телемедицинских консультаций врачами различного профиля [3].
Решая основные социально-экономические задачи и выполняя обязанности по управлению медицинским учреждением стационарного типа, главный врач обеспечивает руководство учреждением в соответствии с действующим законодательством:
- представляет интересы больницы в государственных, судебных и арбитражных органах;
- организует работу коллектива;
- отвечает за организацию производственной, административно-хозяйственной и финансовой деятельности;
- осуществляет анализ деятельности учреждения на основе оценки показателей его работы и принимает необходимые по улучшению форм и методов работы;
- контролирует выполнение требований, установленных правилами и нормами внутреннего распорядка, выполнение технической безопасности и охраны труда, технической эксплуатации приборов и оборудования;
- утверждает штатное расписание;
- издает приказы, дает указания, обязательные для работников.
Подразделения и работники медицинского стационара
Все подразделения и работники медицинского стационара выполняют комплексную организационую функцию управления. При этом различают техническую, экономическую, производственную, хозяйственных внешних связей и социальную подсистему управления.
Таким образом, функция управления деятельностью учреждения реализуется подразделениями и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические отношения друг с другом. Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур управления[4].
В структуре медицинского стационара можно выделить такие подразделения как:
общебольничное; поликлиника; стационар; вспомогательное; бухгалтерия; архивно-хозяйственное (АХО).
Линейно-функциональная структура управления является наиболее адекватной в такой отрасли, как здравоохранение. Благодаря ней, работа поставлена четко и качественно.
Социально-экономические функции основных руководителей:
Главный врач (менеджер, директор):
- организует всю работу учреждения;
- несет полную ответственность за его состояние и состояние трудового коллектива;
- представляет учреждение во всех учреждениях и организациях;
-издает приказы по учреждению в соответствии с трудовым законодательством, принимает и увольняет работников;
- принимает меры поощрения и налагает взыскания на работников учреждения;
- открывает в банках счета учреждения.
Заместители главного врача:
- оперативно подчиняются главному врачу;
- осуществляют руководство эксплуатационной деятельностью;
- организует обучение медперсонала с целью повышения их квалификации.
Главный бухгалтер:
- осуществляет учет средств учреждения и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами;
- устанавливает результаты хозяйственной финансовой деятельности учреждения;
- разрабатывает штатное расписание;
- составляет годовые, квартальные и месячные планы по труду и заработной плате и осуществляет контроль за их выполнением;
- разрабатывает мероприятия по их производительности труда, внедрению прогрессивных систем заработной платы.
Экономист:
- возглавляет подготовку проектов перспективных и годовых планов;
- обеспечивает доведение утвержденных планов до структурных подразделений;
- обеспечивает проведение экономического анализа всех видов деятельности учреждения и своевременную разработку мероприятия по эффективному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорению роста производительности труда, снижению себестоимости продукции, повышению рентабельности производства, увеличению финансовой отдачи и прибыли, устранению потерь и нерациональных расходов.
Руководитель отдела статистики и страховой медицины:
- организует работу отдела;
- участвует в лицензировании больницы;
-_анализирует работу всех отделений больницы, составляет аналитические справки;
- ведение взаиморасчетов с Территориальным фондом ОМС и страховыми компаниями;
- организация ведения статистического учета и отчетности.
Заключение. Благодаря многообразию функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками в учреждении централизованы также важнейшие функции, как материально-техническое снабжение, медикаментозное обеспечение, транспортное обеспечение, капитальный ремонт, электро-, водо-, теплоснабжение, питание.
Список литературы
Власов Е.В., [и др.] Особенности проектирования интегрированных медицинских систем на основе концептуальных спецификаций // Фундаментальные исследования. — 2013 —№11-9 — С.1789-1793
.Горюнова В.В., Горюнова Т.И., Кухтевич И.И Основные тенденции в развитии медицинских информационных систем. // Фундаментальные исследования. – 2015, -№5, Т.1,С.58-62
Кухтевич И.И., Горюнова В.В., Горюнова Т И. Практика проектирования и использования телеконсультационных центров неврологического профиля // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-11. С. 1767-1773.
Н.А.Храмцовская Проблемы управления документами в здравоохранении в условиях развития информационно-коммуникационных технологий //Врач и информационные технологии . —2013 — №3 —С 47-51