Годовой отчет (ф. 30 «Отчет лечебно-профилактического учреждения») составляется на основе данных текущего учета элементов работы учреждения и форм первичной медицинской документации. Форма отчета утверждена ЦСУ РФ и едина для всех типов учреждений.
При разработке первичной документации вычисляют различные показатели, которые применяют при анализе и оценке деятельности учреждения. Величина любого показателя зависит от многих факторов и причин и связана с различными показателями деятельности. Поэтому, оценивая деятельность учреждения в целом, следует иметь в виду всевозможные влияния различных факторов на результаты работы учреждений здравоохранения и диапазон взаимосвязи между показателями деятельности.
Суть анализа заключается в оценке величины показателя, сопоставлении и сравнении его в динамике с другими объектами и группами наблюдений, в определении связи между показателями, их обусловленности различными факторами и причинами, в интерпретации данных и выводов.
Показатели деятельности ЛПУ оценивают на основе сравнения с нормами, нормативами, официальными указаниями, оптимальными и достигнутыми показателями, сопоставления с другими учреждениями, коллективами, совокупностями в динамике по годам, месяцам года, дням с последующим определением эффективности работы.
При анализе показатели объединяются в группы, характеризующие ту или иную функцию ЛПУ, раздел работы, подразделение или обслуживаемый контингент, разделы.
1. Общая характеристика.
2. Организация работы.
3. Специфические показатели деятельности.
4. Качество медицинской помощи.
5. Преемственность в работе учреждений.
Годовой отчет объединенной больницы состоит из следующих основных разделов:
1. общая характеристика учреждения;
2. штаты;
3. деятельность поликлиники;
4. деятельность стационара;
5. деятельность параклинических служб;
6. санитарно-просветительная работа.
Экономический анализ деятельности ЛПУ в условиях страховой медицины следует проводить параллельно по следующим основным направлениям:
1. использование основных фондов;
2. использование коечного фонда;
3. использование медицинской техники;
4. использование медицинского и прочего персонала.
На основании отчетных данных вычисляются показатели, характеризующие работу учреждения, по которым проводится анализ каждого раздела работы. Используя полученные данные, главный врач учреждения пишет объяснительную записку, в которой дает полный и подробный анализ всех показателей и деятельности учреждения в целом.
Укомплектованность врачами (по занятым должностям и физическим лицам):
число занятых врачебных должностей (физ. лиц)х х100 / число штатных врачебных должностей (в норме (N) = 93,5).
Укомплектованность средним медицинским персоналом (по занятым должностям и физическим лицам):
число занятых должностей (физ. лиц) среднего медперсонала х100 / число штатных должностей среднего медперсонала (N = 100 %).
Укомплектованность младшим медицинским персоналом (по занятым должностям и физ. лицам): число занятых должностей (физ. лиц) младшего медперсонала х100 / число штатных должностей младшего медперсонала.
Коэффициент совместительства (КС): число занятых врачебных должностей / / число физ. лиц на занятых должностях.
Деятельность анализируется по следующим основным направлениям:
1) анализ кадрового состава поликлиники, состояния ее материально-технической базы и обеспеченности медицинским имуществом, соответствие организационно-штатной структуры ее подразделений объему и характеру решаемых задач;
2) состояние здоровья, заболеваемость, госпитализация, трудопотери, смертность;
3) диспансерная работа, эффективность проводимых лечебно-оздоровительных мероприятий;
4) лечебно-диагностическая работа по следующим разделам:
а) лечебная работа отделений терапевтического и хирургического профиля;
б) работа госпитального отделения (дневного стационара);
в) работа диагностических подразделений;
г) работа вспомогательных лечебных отделений и кабинетов поликлиники (физиотерапевтического отделения, кабинетов ЛФК, рефлексотерапии, мануальной терапии и др.);
д) организация и состояние неотложной медицинской помощи и помощи на дому, подготовка больных к плановой госпитализации;
е) организация восстановительного лечения;
ж) дефекты в оказании медицинской помощи на догоспитальном этапе, причины расхождений диагнозов между поликлиникой и госпиталем;
з) организация и проведение консультативно-экспертной комиссии и медико-социальной экспертизы;
5) профилактическая работа;
6) финансово-хозяйственная и экономическая работа. Анализ основывается на объективном и полном учете всей проводимой в поликлинике работы и соблюдении установленных методик расчета показателей, что обеспечивает получение достоверных и сопоставимых результатов.