Активность человека выполняет две важные функции:
Во-первых, как средство удовлетворения материальных и духовных потребностей индивида;
Во-вторых, как средство выражения и развития знаний, умения навыков, а также способностей личности. (Омарова П.О., Маллаев Д.М.)
Если говорить о функции «удовлетворения» материальных и духовных потребностей, то это относится к деятельности человека. Вторая же функция носит поведенческий характер. При этом деятельность и поведение – не самостоятельные акты, а более взаимосвязанные между собой.
Важнейшую область и особую степенью деятельности человека составляет социальная активность. Социальная активность – это сознательная и целенаправленные действия человека, которое определяет и характеризует меру персонального влияния субъекта на предмет, развитие и явления окружающей действительности. Деятельность выступает как система жизни социального субъекта и является фактическим выражением его социальной активности.
Социальная активность может обладать различной степенью своего проявления. Тот или иной уровень социальной активности зависит от соприкосновения между социальными обязанностями личности в социально-значимой деятельности и субъективными установками. (А.Н. Леонтьев).
В повседневной жизни, люди используют накопленный опыт, овладевая с детства различными примерами и способами внутреннего и внешнего действия, с дальнейшим взаимодействием со средой и обществом.
«Внешнее действует всегда через внутренние условия». (С.Л. Рубинштейн)
На каждом этапе развития человека, проявляются различные виды активности, однако содержание не носит постоянный цикличный характер, и существенно может отличаться. Но первостепенную роль, которую выполняет социальная активность, является взаимоотношение и взаимодействие с окружающей средой.
Активность человека, проявляется в его деятельности, как члена общества, так и человека обладающим профессиональными компетенциями (работой, профессией). Серьезным препятствием для проявления активности является отсутствие работы анализаторов (слуха, зрения). Свое мнение по этому поводу, выразил Доктор психологических наук, профессор.. Президент Сообщества семей слепоглухих - Александр Васильевич Суворов: «В деятельности формируется психика, в том числе личность и в деятельности формируется предметное тело человека (человечества) - его культура и цивилизация. В деятельности снимаются всяческие ограничения. Именно она тот самый механизм, благодаря которому возможна компенсация слепоглухоты. Деятельность осуществляется, конечно, с наивозможно широким использованием всех сохраненных и остаточных рецепций – зрительных, слуховых, тактильно двигательных, вестибулярных, вибрационных и еще, наверное, многих неведомых нам способов.… Но не сами по себе эти сохранные и остаточные рецепции компенсирует отсутствующие, и только в деятельности, никак иначе».
Не мало важную роль играет, и то, в каком возрасте произошла потеря слуха и зрения. Полученная или приобретенная слепоглухота, от рождения, по болезни или по несчастному случаю, все это оказывает негативное влияние одинаково, так как рано приобретенная слепоглухота быстро деградирует и атрофируется, в отличии от людей потерявших зрение и слух в зрелом возрасте. В связи с чем, в данной статье хотелось бы отметить важность работы зрячеслышащих со слепоглухими, так как именно они, являются «вспомогательным компонентом» в адаптации слепоглухого.
Для проведения анализа оценки социальной активности слепоглухих нами было проведено ряд следующих методик:
- «Тест смысложизненных ориентаций» в модификации Д. А. Леонтьева (Тест СЖО);
- Методика Б. Додонова «Эмоциональная направленность личности»;
Было опрошено 7 респондентов, в возрасте от 18 до 65 лет с сенсорными нарушениями, проживающими в Республика Дагестан г. Махачкала. (2 слепых с остаточным слухом, 3 тотальных слепых с остаточным слухом, 1 тотальный слепоглухой)
По данным анализа было выявлено, что 6 из 7 респондентов обладают повышенной потребностью в коммуникации, и социальной активности человека. Большинство из них хотят путешествовать, познавать мир, ходить на прогулку, рыбалку, работу. С точки зрения науки, это не только развитие человека в обществе, но и развитие психики слепоглухого, так как у предоставленного самому себе человека не идет развития, в связи с отсутствием определенных возможностей.
В тишине и в темноте он познает только тишину и пустоту. Данные предложения характеризуют, тотального слепоглухого, который был единственным в опроснике, с детства потерявшего зрение и слух. Коммуникация у данного респондента занижена, он не испытывает сильной потребности в познании нового, не смотря на то что, может общаться на дактильном языке. Прослеживается депрессивное состояние, и не желание что-либо делать. Круг общения ограничен матерью, отцом и братом, среди которых, с дактильным языком знакома только мама. Респондент, часто сидит дома не посещает города, не познает ничего нового, что привело его к нежеланию вообще делать что-либо. Этим и характеризуется сложность, коммуникации людей с сенсорными нарушениями с раннего детства.
У остальных, напротив развит интерес ко всему новому, они любят узнавать изучать. «Всего мира нам мало», они очень дисциплинированы и педантичны. Каждый из них осознает свое место в мире, и хочет быть важным для него. Эмоционально-мотивационные предпочтения, развиты.. Особую роль они отводят семье, друзьям и людям, которые вокруг них. Ценят дружбу и общение. Любят и работу и тем что делают дома. У большинства есть хобби и увлечения.
Такое не сложное восприятие мира, и адаптация связана с тем что, еще в юном возрасте у них прочно сложилось четкое представление о мире и людях.
В заключении хотела бы отметить и тот факт, что вне зависимости от степени адаптации людей, не существует какой-то конкретной нормы и требований в степени адаптации слепоглухого, что напротив является положительной оценкой. Не мало важным фактором, является и оптимизм окружающих его людей, желание показывать слепоглухому мир.
Таким образом, проводимое нами исследование поддерживает теории, психологов (И.А.Соколянского, А.И.Мещерякова, А.В.Суворова, С.А.Сироткина.) о важности скорейшей адаптации, и включения людей с сенсорными нарушениями в общество.
Литература:
1. Зайцева Г. Л. Дактилология: Учебн. для студ. высш.учеб. заведений. — М., 2015.
2. Маллаев Д.М. Гендерная тифлопсихология дошкольного и младшего школьного возраста: монография /Д. М. Маллаев, П. О. Омарова, Д. П. Гаджиева — СПб., 2013.
3. Суворов А.В. Встреча вселенных, или Слепоглухие пришельцы в мире зрячеслышащих. — М., 2018.
4.DBI Review: Обзор публикаций международного сообщества слепоглухих — М., 2016.