Многие исследования говорят о том, что рождение слепого ребенка в семье с двумя незрячими родителями не является поводом для создания психотравмирующей ситуации, способной разрушить семью. С появлением слепого ребенка в семье у здоровых родителей возникает иная психологическая обстановка. Состояние родителей близко к шоковому. Родители не знают, как будет функционировать семья в дальнейшем, чему можно обучать незрячего ребенка, родителям не ясна перспектива его психического развития. Основными негативными чувствами родителей слепого ребенка нередко являются вины и собственной неполноценности. Это отрицательно отражается на их психическом состоянии: они замыкаются в своих переживаниях, ревниво относятся к нормально видящим детям своих друзей, знакомых. В такой ситуации от родителей требуется мужество, совместный труд со специалистами и разумная позиция по отношению к незрячему ребенку.
Специалисты, работающие с семьей указывают, что родители не должны сомневаться в способности своего ребенка к обучению только из-за отсутствия у него зрения. Однако они должны ясно представлять, что от них потребуется больше усилий и времени для обучения и воспитания ребенка. При правильном воспитании слепой ребенок может достигнуть высокого уровня физического и духовного развития. Овладев профессией, соответствующей его способностям, он может стать хорошим специалистом, добившись многого в своей профессии.
Особенно важными являются первые три года жизни ребенка, когда родители могут оказать решающее воздействие на развитие ребенка. Одна из важнейших задач родителей: противостоять сенсорной депривации (лишение ребенка зрительной информации). Последняя может проявиться в снижении общей активности ребенка, его двигательном недоразвитии, стереотипных движениях.
Воспитание слепого ребенка должно с самого раннего детства основываться на любви, чуткости и терпении. В то же время не следует жалеть усилий на развитие самостоятельности ребенка. В случае воспитания в условиях гиперопеки ребенок растет инфантильным, отстает от своих сверстников по развитию и зависит от окружающих.
В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию. Анализ исследований по проблеме и проведенное нами анкетирование матерей, воспитывающих незрячих детей, показали, что материнское отношение к детям с нарушениями развития обладает своей спецификой. Трудная задача изменения собственных ожиданий и установок по отношению к больному ребенку, с одной стороны, и невозможность изменить биологический и эмоциональный статус ребенка, с другой - приводит к отвержению ребенка матерью и ее собственной невротизации [2].Наладить сотрудничество со специалистами в семьях, воспитывающих детей с нарушениями зрения получается не сразу. Многие родители первые годы практикуют так называемое «шопинг-поведение», отрицают тяжесть дефекта, недовольны реакцией специалистов и окружающих на их ситуацию. В таких условиях можно утверждать, что сотрудничество со специалистами необходимо не только для получения конкретных навыков и умений, но и для личностного роста самих родителей, которые становятся равноправными партнерами специалистов, а в чем-то могут и превзойти их.
Вместе с тем многие авторы, изучающие проблему семейного воспитания детей с различными формами дизонтогенеза сходятся во мнении-родители, движимые чувством любви к ребенку, способны индивидуализировать, дополнить, расширить и развить предлагаемые специалистом методы обучения, проявить творчество и изобретательность в деле воспитания своего ребенка, взять на себя огромный повседневный труд помощи ребенку.
Исходя из вышесказанного родительские позиции по отношению к слепому ребенку и его дефекту могут быть адекватными и неадекватными (Хорош, 1991г.).
Адекватным считается такое отношение, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. При этом ребенок и недостаточность у него зрения родителями принимаются. Принятие означает способность родителей примириться с фактом наличия у ребенка особенностей, связанных с нарушением зрения, готовность к включению ребенка в свою жизненную программу. Родители видят в своем малыше прежде всего ребенка, имеющего особенности, свойственные и другим детям, а также присущее лишь ему своеобразие. Такая позиция становится необходимой предпосылкой создания в семье условий для полноценного развития ребенка. Родители делают все возможное для того, чтобы он стал полноценной личностью, а качество его жизни было бы достаточно высоким.
Неадекватность родительской позиции может выражаться по-разному. Наиболее часто встречаются семьи, где ребенок с нарушениями зрения воспринимается как жертва обстоятельств, обиженное судьбой существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. При этом родители (чаще матери) испытывают чувство вины перед ним, которую они постоянно пытаются искупить. Ребенок растет привыкшим к опеке и плохо приспособленным к жизни. У такого ребенка не формируются своевременно навыки самообслуживания, усугубляется задержка развития предметной деятельности, характерная для глубоких нарушений зрения, недостаточно развиваются сохранные анализаторы, и в первую очередь осязание.
Неадекватной и неблагоприятной для психического развития ребенка является такая позиция родителей, когда с недостатком зрения они смирились, но не принимают уже самого ребенка. Мать считает, что у нее не мог родиться незрячий ребенок. Анкетирование этой категории матерей показало, что они воспринимают рождение такого ребенка, как роковую ошибку, и они считают, что не обязаны расплачиваться за чужие ошибки. Ребенок вызывает у них раздражение. Они психологически отвергают ребенка, мало с ним занимается и стараются отдать его на воспитание родственникам или другим лицам. Такие матери охотно ищут хороших специалистов своим детям, но при этом не следуют их советам и не выполняют требований и заданий специалистов.
Весьма сложная ситуация создается и в результате такого отношения к ребенку, когда родители принимают ребенка, но отрицают наличие у него каких-либо особенностей. Казалось бы, в данном случае родители (так же как и при адекватном отношении) относятся к ребенку, как к здоровому. Но при этом не принимаются в расчет специфические особенности ребенка, поскольку родители не допускают и мысли о том, что они его не вылечат. Такие родители либо создают ребенку неадекватные учебные условия, не учитывающие сложный характер его нарушения, что создает перенапряжение его нервной системы и отрицательно сказывается на формирование его личности, либо откладывают коррекционно-развивающие мероприятия на потом, когда ребенок «вылечится»
Последняя из позиций родителей по отношению к незрячему ребенку предполагает неприятие как недостатка, так и самого ребенка. У родителей появляется желание избавиться от ребенка. Если дефект выявлен уже при рождении ребенка и оба родителя занимают указанную позицию, то они, как правило, отказываются от ребенка.
Так же достаточно распространенной является ситуация, когда мать и отец занимают разные позиции по отношению к ребенку и его дефекту. Это создает почву для конфликтов в семье и может привести к ее распаду. Наиболее остро комплекс социально-психологических проблем переживает молодая семья, опыт семейной жизни которой находится на этапе становления. Кризисы первых лет многократно усиливаются, если в семье появляется ребенок со зрительной патологией.
А.И. Захаров в результате своих исследований приходит к выводу, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у него невротических состояний.
Все это определяет необходимость помощи специалистов по коррекции семейных взаимоотношений. Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка со зрительной патологией, позволит научить ближайшее окружение понимать его актуальные потребности и адекватно оценивать перспективы психического развития, узнать специфику и закономерности формирования личности в условиях зрительной недостаточности.
Литература:
1. Ермаков ВЛ., Якушин ГЛ. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. Учебное пособие для вузов. — М., 2000.
2. Гасанова З.З., Омарова П.О. Проблемы развития инклюзивного образования в современных условиях // В сборнике: Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне – Махачкала: ДГПУ, 2015. С. 137-139.
3. Маллаев Д.М., Омарова П.О., Салихова К.А. Особенности гендерной социализации детей-сирот младшего школьного возраста // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2008. № 4. С. 27.
4. Мишина ГА. Формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением психофизического развития // Дефектология. — 2017. — № 1.
5. Омарова П.О., Гасанова З.З. Клинико-психологическое сопровождение ребенка с психосоматическими расстройствами в условиях инклюзивного образования //В сборнике: Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики /Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.М. Далгатова, А.М. Муталимовой. 2016. С. 182-187.
6.Рудакова Л А. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. — М., 1995.
7.Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. — М., 1993.