Республика Дагестан - это регион, который постоянно развивается и совершенствуется. Вносятся многочисленные изменения во все аспекты ее структуры и система образования не исключение. Одной из главных задач для научного сообщества стало внедрение в образовательную систему Республики Дагестан инклюзивного образования. Сегодня с полной уверенностью можно утверждать, что для достижения данной цели сделано многое. В том числе внедряются и идеи инклюзивного отдыха детей, что является закономерным и неизбежным в условиях глобализационных процессов. Эти процессы направленны на гуманизацию и защиту прав личности и человека в целом.
Современную стадию развития Дагестана можно охарактеризовать как активную трансформацию общественно-политической жизни общества. Инклюзивному детскому отдыху настоящее время уделяется недостаточное внимание. Тогда, как он должен влиться в процесс развития всей сферы деятельности детского отдыха.
Считаю целесообразным выделить две основные проблемы, которые возникают при внедрении инклюзии
- моральная неготовность общества к инклюзии. Если обратиться к истории России, то мы можем смело сказать, что отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в современном обществе стало намного лучше по сравнению с предыдущими годами. Но, стараясь перенять инклюзивное образование у зарубежных стран, Россия не учитывала тот факт, что зарубежное общество развивалось быстрее нашего в этом направлении и доросло до инклюзии благодаря собственным пробам и ошибкам. Следовательно, зарубежное общество по сравнению с нашим находится на более высокой ступени понимания инклюзии.
Соответственно нельзя утверждать, что инклюзивный отдых детей не имеет будущего в Дагестане. Это не так! Просто для внедрения в сознание организаторов сферы детского отдыха самой сути инклюзии, понадобится определенный, довольно долгий период времени.
- нехватка компетентных специалистов, способных реализовать инклюзивную программу образования, включающую детский отдых.
На сегодняшний день в школах созданы только отдельные условия для адаптации детей с ОВЗ. Анализ эмпирических данных выявил, что знания и умения инклюзивного воспитания и обучения находятся на невысоком уровне.
Для организации и реализации инклюзивного отдыха необходимо создать определенный уровень комфорта.
Например ля лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата подбирается: специальная мебель.
Для лиц с различными видами ограниченности физических возможностей предлагаются универсальные решения:
интерактивная компьютерная доска с проектором;
сенсорные комнаты;
развивающие комплексы и тренажеры.
Таким образом, мы приходим к выводу, что внедрение инклюзии в сферу детского отдыха сталкивается с рядом препятствий, причинами которых служат различные его аспекты и социума в целом.
На наш взгляд целесообразно выделить следующие задачи, решение которых приблизит Республику Дагестан к качественному повсеместному внедрению инклюзивного детского отдыха.
К таким задачам следует отнести:
1. полное обеспечение детского отдыха техническими средствами, для создания необходимого уровня комфорта;
2. реализовывать программы по подготовке и переподготовке специалистов, для обеспечения детских лагерей профессионалами, которые имеют необходимый уровень инклюзивной компетентности;
3. ознакомить общество с понятием инклюзии в целом.
Литература:
1. Валицкая А.П., Рабош В.А. Инклюзивное образование: чему и как учить // Universum: Вестник Герценовского университета. 2008. №11. С.14-16.
2. Гасанова З.З., Омарова П.О. Проблемы развития инклюзивного образования в современных условиях // В сборнике: Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне – Махачкала: ДГПУ, 2015. С. 137-139.
3.Кантор В. З. О подготовке педагога для инклюзивного образования // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. №6. С.29-31.
4. Мухамадиярова Г.Ф., Усманова С. Г. Инклюзивное образование: содержание и практика// МНКО. 2015. №1 (50). С.45-47.
5. Омарова П.О. Характеристика социального развития детей с задержкой психического развития //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 125. С. 69-77.
6. Омарова П.О. Генезис проблемы общения умственно отсталых детей в коррекционной педагогике и психологии //Сибирский педагогический журнал. 2008. № 9. С. 232-248.
7. Омарова П.О. Общение и поведение умственно отсталых младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 5. С. 269-281.
8. Омарова П.О., Гасанова З.З. Клинико-психологическое сопровождение ребенка с психосоматическими расстройствами в условиях инклюзивного образования //В сборнике: Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики /Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.М. Далгатова, А.М. Муталимовой. 2016. С. 182-187.
9. Омарова П.О., Османова Г.А. Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 60-68.
10. Шилов В. С. Инклюзивное образование: российская специфика // Universum: Вестник Герценовского университета. 2008. №10. С.44-45.
11. Шмачилина-Цибенко С.В. Кадровое обеспечение развития инклюзивного образования// Теория и практика общественного развития. 2014. №8. С.66-69.