При изучении межличностных отношений в группе дошкольников с ОНР О.А Слинько (1992г.) отмечает, что среди «отверженных» часто оказываются дети с тяжелой речевой патологией. И это происходит несмотря на то, что они обладают положительными чертами, в том числе и стремлением к общению. Воспитание и развитие являются двумя сторонами единого процесса, ребенок не обучается и развивается, но развивается воспитываясь и обучаясь (С.Я. Рубинштейн). Игра и общение детей с ОНР имеет ведущее значение для формирования личности. Развития речи, обогащение словаря, становление человека как личности, при этом особенно значимым является общение ребенка со взрослыми, игры с детьми, со сверстниками на ранних этапах онтогенеза.
Большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе и их дальнейшей социальной адаптации имеет своевременное проведение коррекционно-педагогической работы.
Количество учащихся с нарушениями речи сейчас только увеличивается. Дети с не резко выраженным недоразвитием речи зачисляются в массовые школы, но успешно усваивать учебный материал они не могут.
В детском саду ведущая роль принадлежит игровой деятельности. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». Игровая деятельность обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей. В игре формируются психические процессы, начиная от самых простых и заканчивая самыми сложными. Дошкольный возраст - это возраст игры. Дети с удовольствием играют и лучше принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. Особую роль для развития дошкольников имеет сюжетно-ролевая игра.
Для детей с общим недоразвитием речи игровая деятельность сохраняет свое значение. Она является необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако, в связи с недостатками всех компонентов речевой системы, поведение дошкольников с ОНР в игре имеет ряд особенностей. Несмотря на то, что правила игры детям с ОНР доступны, из-за неправильного произношения, неумении выразить свою мысль, зачастую они теряют возможность совместной деятельности. Они быстро истощаются, это влияет на сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами имеют место отклонения в эмоционально - волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками. Все это затрудняет включение детей в коллективную игру. Указанные особенности требуют специально организованной коррекционной работы.
Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности. Они неуступчивы, интерес к игре у них неустойчив.
Умственный труд для ребенка должен быть интересным и занимательным. Дидактическая игра очень занимательна для детей и содержит в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, самостоятельности и активности их мышления.
Игра – основной вид деятельности в этом возрасте. Поэтому процесс мышления протекает быстрее и активнее. В игре ребенок не замечает, что его учат.
Словесная игра требует использования приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. В этих играх ребенок должен решать самостоятельно разнообразные задачи: описывать предметы, отгадывать вещи по описанию, по признакам сходства и различия, группировать их по различным свойствам, признакам, самому придумывать рассказы с включением воображения и т.д.
В младших и средних группах игры направлены в основном на развитие речи, воспитание звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.
В старшем дошкольном возрасте (к 6-7 годам), когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют для формирования мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач. В старшем дошкольном возрасте особенно важны дидактические игры, так как они способствуют подготовке детей к школе, учат правильно формулировать свои мысли, применять ранее полученные знания.
Роль дидактических игр и упражнений огромна в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи.
Дети-логопаты в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как и у сверстников. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой среды. Специфические особенности развития мышления обусловлено связью между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития.
В игре наиболее эффективно осуществляется коррекционное воздействие на речь и личность ребенка. В процессе игровой деятельности исправляется не речевое нарушение само по себе, а восстанавливается речевая деятельность, которая, как совокупность процессов говорения и понимания, является основой коммуникативно-общественной деятельности.
На специально организованных занятиях в группах для детей с ОНР ведущая роль принадлежит логопеду.
Логопед побуждает ребенка к свободному речевому общению в разнообразных игровых ситуациях, отвлекая его внимание от речевого дефекта. При этом важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей с ОНР.
Необходимо постоянно создавать для детей-логопатов положительное эмоциональное отношение к предполагаемой деятельности. Любая игра ставит цель – обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, высказывать свои суждения, делать умозаключения). При правильной организации игры становятся одним из средств коррекции развития детей с ОНР, так как в условиях игр проходит формирование как отдельных психических функций и их коррекция, так и личности ребенка в целом.
Игры и игровые упражнения включены в занятия по коррекции лексико-грамматического строя речи и подготовке к обучению грамоте, благодаря им развивается мыслительная деятельность, такие занятия дают положительные результаты.
Список используемой литературы:
Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии, Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз, 2006.
Волков, Б.С. Дошкольная психология: учебное пособие, Б.С. Волков, Н.В. Волкова.- Москва: Академический проект, 2007.
Логопедия. (Под. ред. Волковой.) - М., Просвещение, 1995.
Омарова П.О., Гасанова З.З. Клинико-психологическое сопровождение ребенка с психосоматическими расстройствами в условиях инклюзивного образования //В сборнике: Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики /Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.М. Далгатова, А.М. Муталимовой. 2016. С. 182-187.
Омарова П.О. Социализация детей с нарушениями интеллекта //Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 29-34.
Омарова П.О. Социализация детей с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1. С. 37-43
Омарова П.О. Общение и поведение умственно отсталых младших школьников // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 5. С. 269-281.
Омарова П.О., Османова Г.А. Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 60-68.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: М., Айрис-пресс, 2007.