Профессор Р.Е. Левина выделила три уровня общего недоразвития речи. Первые два уровня характеризуются глубоким недоразвитием речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.
Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном интеллекте и слухе нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Таким образом, при общем недоразвитии речи речевая функция неполноценна целиком. Стоит отметить, что всем системам языка характерна несформированность – фонематической, лексической (запас слов), грамматической (словообразование и словоизменение, связь слов в предложении). Однако проявления ОНР у детей имеет индивидуальные особенности.
Поступление ребёнка в школу – один из главных этапов жизни человека, меняющий социальную ситуацию его развития. Как известно, необходима подготовка ребенка к обучению в первом классе. Важно, чтобы дети 7 – летнего возраста имели определенный багаж знаний и умений, владели грамотной и развёрнутой речью. В настоящее время отмечается увеличение числа детей с различными трудностями обучения в начальной школе.
Развитая устная речь – залог успешного освоения грамоты и чтения, один из основных показателей готовности ребенка к школе. Письменная речь формируется на основе устной, поэтому дети, страдающие общим недоразвитием речи, являются потенциальными дисграфиками и дислектиками (детьми с нарушениями чтения и письма).
Известно, что между недоразвитием речи и нарушением письма и чтения существует тесная взаимосвязь.
В настоящее время предъявляются высокие требования к детям, поступающим в начальную школу. Программы обучения усложнены, увеличен объем изучаемого материала, для овладения которым необходим достаточно высокий уровень чтения.
Дети с диагнозом общее недоразвитие речи испытывают большие трудности в обучении. В наше время нет широкой сети школьной логопедической помощи. Поэтому подготовку к обучению таких детей необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Существуют специальные методики подготовки детей с общим недоразвитием речи к школе.
Среди старших дошкольников, как правило, встречается третий уровень недоразвития речи. Этот уровень Р.Е. Левиной характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. Таким детям необходимы систематические занятия по формированию устной речи, обучению правильному словоизменению и словообразованию, совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза.
Также у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается моторная неловкость. Детям тяжело одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, рисовать, рука не готова к письму. Развитие двигательного анализатора является важным фактором развития речи, что подчеркивают многие исследователи.
Дети с общим недоразвитием речи не способны к четкому слуховому восприятию, не контролируют свое произношение.
Дети с временной задержкой и с патологией речи плохо подготовлены к овладению звуками и морфологическим анализом слова. Поэтому обучение таких детей не может протекать так, как и в массовой школе. Для того, чтобы овладеть первоначальными навыками чтения и письма, они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки, которая обеспечивается особой системой знаний по развитию грамматического строя речи, накоплению и уточнению словарного запаса и формированию произношения.
В процессе освоения грамоты в первую очередь изучается звукобуквенный состав слова. Следует учитывать ряд условий:
Обучение чтению и письму только на правильно произносимых звуках;
Постепенно начинать работу с неправильно произносимыми, которые во время специальных занятий по коррекции произношения исправляются первыми (ш, ж, р), затем некоторые мягкие фонемы и, наконец, все остальные.
Темп прохождения всех звуков речи медленнее, чем в массовой школе;
Большое внимание отводится развитию навыка быстрого ориентирования в составе слова
Необходимо, чтобы весь словарь был знаком учащемуся, который исправляется в процессе обучения грамоте.
Обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи должна предшествовать грамотная логопедическая работа.
В настоящее время специалистами разработано несколько систем обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи. К ним отностся методики: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина (1993г.), Т.А.Ткаченко (1997г.),, В.И.Городилова, М.З.Кудрявцева (1995г.), Г.А.Ванюшина (1993г.) и др.
Основными задачами коррекционно-логопедического обучения являются:
Обогащение словарного запаса и развитие связной речи
Развитие мелкой моторики.
Устранение неправильного звукопроизношения.
Развитие фонематического восприятия и развитие навыков элементарного звукового анализа.
Развитие грамматических навыков.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Подводя итог, еще раз стоит отметить. что основой успешного обучения ребенка в начальной школе является комплексное развитие всех сторон устной и внутренней речи, а также анализаторных систем.
Список используемой литературы:
Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004. – 168 с.
Омарова П.О., Гасанова З.З. Клинико-психологическое сопровождение ребенка с психосоматическими расстройствами в условиях инклюзивного образования //В сборнике: Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики /Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.М. Далгатова, А.М. Муталимовой. 2016. С. 182-187.
Омарова П.О. Социализация детей с нарушениями интеллекта //Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 29-34.
Омарова П.О. Социализация детей с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1. С. 37-43
Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – 365 с.
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999. - 128с.