ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ С ВРЕМЕННЫМИ ЗАДЕРЖКАМИ РАЗВИТИЯ И С ПАТОЛОГИЕЙ РЕЧИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ С ВРЕМЕННЫМИ ЗАДЕРЖКАМИ РАЗВИТИЯ И С ПАТОЛОГИЕЙ РЕЧИ

Гаджиева Ф.Г. 1, Молькова К.С. 1
1ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В наши дни нарушение речи – распространенное явление среди детей, и даже среди взрослых. Наиболее распространенным видом речевое недостаточности у дошкольников является общее недоразвитие речи (ОНР). Впервые теоретическое обоснование ОНР было сформулировано в результате многоаспектных исследований Р.Е. Левиной и коллективом ученых НИИ дефектологии (Н.А.Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50 – 60-х XX в. Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций.

Профессор Р.Е. Левина выделила три уровня общего недоразвития речи. Первые два уровня характеризуются глубоким недоразвитием речи, а на третьем, более высоком уровне, у детей остаются лишь отдельные пробелы в развитии звуковой стороны речи, словарного запаса и грамматического строя.

Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном интеллекте и слухе нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Таким образом, при общем недоразвитии речи речевая функция неполноценна целиком. Стоит отметить, что всем системам языка характерна несформированность – фонематической, лексической (запас слов), грамматической (словообразование и словоизменение, связь слов в предложении). Однако проявления ОНР у детей имеет индивидуальные особенности.

Поступление ребёнка в школу – один из главных этапов жизни человека, меняющий социальную ситуацию его развития. Как известно, необходима подготовка ребенка к обучению в первом классе. Важно, чтобы дети 7 – летнего возраста имели определенный багаж знаний и умений, владели грамотной и развёрнутой речью. В настоящее время отмечается увеличение числа детей с различными трудностями обучения в начальной школе.

Развитая устная речь – залог успешного освоения грамоты и чтения, один из основных показателей готовности ребенка к школе. Письменная речь формируется на основе устной, поэтому дети, страдающие общим недоразвитием речи, являются потенциальными дисграфиками и дислектиками (детьми с нарушениями чтения и письма).

Известно, что между недоразвитием речи и нарушением письма и чтения существует тесная взаимосвязь.

В настоящее время предъявляются высокие требования к детям, поступающим в начальную школу. Программы обучения усложнены, увеличен объем изучаемого материала, для овладения которым необходим достаточно высокий уровень чтения.

Дети с диагнозом общее недоразвитие речи испытывают большие трудности в обучении. В наше время нет широкой сети школьной логопедической помощи. Поэтому подготовку к обучению таких детей необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Существуют специальные методики подготовки детей с общим недоразвитием речи к школе.

Среди старших дошкольников, как правило, встречается третий уровень недоразвития речи. Этот уровень Р.Е. Левиной характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет, имеются лишь отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя. Таким детям необходимы систематические занятия по формированию устной речи, обучению правильному словоизменению и словообразованию, совершенствованию навыков звукового анализа и синтеза.

Также у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается моторная неловкость. Детям тяжело одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, рисовать, рука не готова к письму. Развитие двигательного анализатора является важным фактором развития речи, что подчеркивают многие исследователи.

Дети с общим недоразвитием речи не способны к четкому слуховому восприятию, не контролируют свое произношение.

Дети с временной задержкой и с патологией речи плохо подготовлены к овладению звуками и морфологическим анализом слова. Поэтому обучение таких детей не может протекать так, как и в массовой школе. Для того, чтобы овладеть первоначальными навыками чтения и письма, они нуждаются в определенном уровне речевой подготовки, которая обеспечивается особой системой знаний по развитию грамматического строя речи, накоплению и уточнению словарного запаса и формированию произношения.

В процессе освоения грамоты в первую очередь изучается звукобуквенный состав слова. Следует учитывать ряд условий:

  1. Обучение чтению и письму только на правильно произносимых звуках;

  2. Постепенно начинать работу с неправильно произносимыми, которые во время специальных занятий по коррекции произношения исправляются первыми (ш, ж, р), затем некоторые мягкие фонемы и, наконец, все остальные.

  3. Темп прохождения всех звуков речи медленнее, чем в массовой школе;

  4. Большое внимание отводится развитию навыка быстрого ориентирования в составе слова

  5. Необходимо, чтобы весь словарь был знаком учащемуся, который исправляется в процессе обучения грамоте.

Обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи должна предшествовать грамотная логопедическая работа.

В настоящее время специалистами разработано несколько систем обучения и воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи. К ним отностся методики: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина (1993г.), Т.А.Ткаченко (1997г.),, В.И.Городилова, М.З.Кудрявцева (1995г.), Г.А.Ванюшина (1993г.) и др.

Основными задачами коррекционно-логопедического обучения являются:

  1. Обогащение словарного запаса и развитие связной речи

  2. Развитие мелкой моторики.

  3. Устранение неправильного звукопроизношения.

  4. Развитие фонематического восприятия и развитие навыков элементарного звукового анализа.

  5. Развитие грамматических навыков.

  6. Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Подводя итог, еще раз стоит отметить. что основой успешного обучения ребенка в начальной школе является комплексное развитие всех сторон устной и внутренней речи, а также анализаторных систем.

Список используемой литературы:

  1. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., 2004. – 168 с.

  2. Омарова П.О., Гасанова З.З. Клинико-психологическое сопровождение ребенка с психосоматическими расстройствами в условиях инклюзивного образования //В сборнике: Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики /Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.М. Далгатова, А.М. Муталимовой. 2016. С. 182-187.

  3. Омарова П.О. Социализация детей с нарушениями интеллекта //Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 29-34.

  4. Омарова П.О. Социализация детей с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1. С. 37-43

  5. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. – 365 с.

  6. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999. - 128с.

Просмотров работы: 54