В пубертатный период, подросток становится критически восприимчивым и чувствительным к воздействиям из вне, особенно это касается социальной сферы и взаимоотношений, в приоритете, между сверстниками. И любое нарушение, особенно физиологического характера, может еще более усугубить ситуацию. К таковым можно отнести и имеющиеся речевые нарушения.
Речевые нарушения возникают чаще всего в детском либо подростковом возрасте под влиянием различных неблагоприятных воздействий: по подражанию, из-за частых заболеваний, общей ослабленности организма, отрицательных наследственных факторов, плохих социально-бытовых условий, дефицита общения, психических травм [2].
Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребенка. На формировании его психической деятельности. Они, среди прочего, ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут повлечь за собой возникновение нежелательных личностных качеств и особенностей поведения, нарушают межличностные отношения. Все это мешает подростку благоприятно учиться, быть уверенным в своих силах. И на этом фоне, могут возникнуть невротические состояния.
В подростковом возрасте обычно встречаются те же речевые нарушения, что и у дошкольников и младших школьников, Правда, с меньшей частотой. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте основное место среди дефектов речи занимают алалия, дизартрия, алексия и другие грубые нарушения, то в подростковом возрасте чаще всего встречается заикание — симптом разных в клиническом и этиопатогенетическом отношении заболеваний, проявляющийся в судорожном нарушении плавности речи. Однако заикание почти никогда не выступает в самостоятельном виде, оно всегда так или иначе соседствует с другими нервно-психическими расстройствами [1].
Неврозы – это болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере, срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации» [3].
Неврозы - одно из наиболее частых нервно-психических заболеваний. Основной причиной является действие психотравмирующих раздражителей, определяющееся той или иной информацией, которую они несут. Для возникновения болезни огромное значение играют не только врожденные типологические свойства нервной системы и состояние ее к моменту действия психической травмы, но и взгляды, установки личности, возникшие в процессе ее формирования, определяющие ее отношение к тем или иным событиям внешней среды; способность к критической оценке воспринимаемого, позволяющая определить «стратегию поведения» даже в сложной ситуации; умение преодолевать жизненные трудности, находить выход из затруднительного положения [7].
При речевых нарушениях у подростка могут вторично возникать такие виды невротических расстройств как: невроз навязчивых состояний, неврастения, психастения, невроз ожидания или логоневроз - как самостоятельное заболевание.
Невроз или невротическое состояние поддается коррекции. Неврозы лечат врачи-психотерапевты. На сегодняшний день терапия невротического расстройства подразумевает комплексный подход и сочетание таких компонентов:
Медикаментозная терапия.
Психотерапия.
Модификация образа жизни.
Полноценный отдых.
Психотерапевтические методы являются одними из самых эффективных и оказывающих реальную помощь в борьбе с недугом. Одним из психотерапевтических методов выступает Арт-терапия.
Арттерапия — метод терапии искусством, творческим самовыражением, эффективность применения которого в контексте лечения связана с воздействием на эмоциональную сферу человека. Искусство позволяет взаимодействовать с человеком на символическом уровне, понимать его скрытые чувства и переживания; при этом происходит эмоциональное отреагирование тягостных переживаний, в результате чего снимается напряженность психотравмирующей ситуации и исчезает болезненная симптоматика [5].
Ещё античные лекари использовали искусство для исцеления больных, переживших тяжкие душевные потрясения. Творчество, создание эстетически красивых объектов помогает людям с невротическими расстройствами: снять стресс; расслабиться и отвлечься при лечении от тяжёлых видов зависимости; расширить границы сознания и круг общения; пережить позитивные эмоции; обрести понимание своей функции в обществе и найти социальную нишу.
Разные клиники варьируют методы арт-терапии. Успокаивающие средства при неврозах — это воздействие таких жанров искусства, как живопись, музыка, скульптура, кино, литература, а также мультитерапия. Лечение воздействием искусства осуществляется как в индивидуальной форме, так и в группах. Пациенты смотрят специально подобранные психотерапевтом фильмы, читают книги и обсуждают их. Коллективная дискуссия способствует осознанию своих проблем и преодолению тревог и страхов, пониманию и сопереживанию другим людям, помогает социальной адаптации.
Экспериментально установлено положительное влияние арттерапии на личностные особенности пациентов, их психоэмоциональное состояние, отмечено выраженное снижение и исчезновение болезненной симптоматики; выявлено улучшение взаимоотношений между родителями и детьми, повышение социальной адаптации детей в дошкольных учреждениях и школах. Результаты ориентируют на дифференцированный подход к лечению в зависимости от возрастной категории пациентов и заостряют внимание психотерапевта на аспекте восстановления нарушенных внутриличностных и межличностных отношений.
Динамика личностных изменений у детей, прошедших курс арт-терапии, выявила, что у них улучшилась социальная приспособленность и эмоциональная устойчивость. Их побуждения стали находить практическую разрядку в процессе деятельности, так как любое коррекционное вмешательство в аффективную сферу не только воздействует на конкретное патологическое проявление [4], но и ведет к изменению соотношений в целостной структуре эмоциональной регуляции.
Таким образом, можно сделать выводы, что применение арт-терапии в лечении неврозов у подростков с речевыми нарушениями, может быть эффективным. Это мы постараемся доказать в нашем исследовании, реализуемом в контексте написания магистерской диссертации.
Список литературы:
Буянов М. И. Мутизм: классификация, психотерапия, прогноз, личность при мутизме //Дефектология. — 1985.— № 2.— С. 31—35.)
Болыпакова С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. - М: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. -160 с.
Гиляровский, В. А. Избранные труды [текст] / В. А. Гиляровский. – М.: Медицина, 1973. – 328 с.
Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская и др. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 197 с.
Кокорин А.Н. Эффективность арттерапии при невротических расстройствах у детей // Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск, 2005 г.
Ромицына Е.Е. Краткий очерк истории теорий развития и учения о подростках / Е.Е. Ромицына // Родители глазами подростка: Психологическая диагностика в медико-педагогической практике / Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына. – СПб: Речь, 2004. – С. 10 – 28.
Свядощ А.М. Неврозы и их лечение. - М., Медицина, 1971.
Слободчиков В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И.Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школьная пресса, 2000. – 416 с.