СРАВНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ КОРАНИЧЕСКОЙ РЕЦИТАЦИИ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СРАВНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ КОРАНИЧЕСКОЙ РЕЦИТАЦИИ

Герасимова А.А. 1
1МГУ имени М. В. Ломоносова, Институт стран Азии и Африки
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Арабскому миру в языковом плане характерно явление диглоссии. Оно прослеживается ещё с доисламских времён. Оно предполагает разделение на диалекты отдельных племён и определённое наддиалектное образование, которым тогда служил язык поэзии.

После ниспослания Корана, которое свершилось в 632 году, таким объединяющим языком стал язык Писания. После проработки языка Корана грамматистами и закрепления норм на основе его текста, появляется классический арабский язык, который почти без изменений используется до сих пор. Аналогично, развитие орфоэпической нормы арабского литературного языка шло с опорой на развитие орфоэпии священного текста. На нее ориентируются все, чья профессиональная деятельность связана с использованием нормативной речи в её устной форме. [5, Фролов 1991]

До записи текста Корана, его часто читали люди, плохо подготовленные к этому, искажая смысл, что для сакрального текста неприемлемо. В связи с этим начинает формироваться каста профессиональных «чтецов» (qurra') Корана. А правила и регламенты, которым их обучали вобрала в себя наука о рецитации «'илм ат-таджвид». Кораническая рецитация – это чтение священного текста мусульман в ритуальных целях. Утверждая, что орфоэпическая норма арабского литературного языка (АЛЯ) вобрала в себя нормы орфоэпии Корана, необходимо сделать оговорку, что в рецитации также присутствуют явления, не встречающиеся за пределами этой сферы. [4, Фролов 2006]

Обучение рецитации строилось по принципу повторения за учителем. Так появился особый учебный стиль рецитации - муратталь. Для этого стиля характерно строгое следование орфоэпическим нормам рецитации, оставаясь свободным лишь в выборе темпа и расстановке пауз. После того, как чтец наделялся правом исполнять Коран на свой манер, он переходил к стилю муджаввад, то есть, распевному. В данном стиле чтец свободен в выборе мелодической орнаментации текста, разве что не должен превращать рецитацию в пение.

Как же он мог увеличить выразительность текста? Ему позволяли это сделать некоторые просодические явления, например, контраст долгих и кратких гласных, которые характерны для арабской фонетики. Одно из таких явлений чисто Коранической рецитации – регламентированное увеличение исходной длительности гласных. А так называемая, сверхдолгота – это удвоение или утроение длительности произнесения долгого гласного в определённых позициях. Пример таких позиций: перед гортанной смычкой (hamz-ой) или неогласованным согласным звуком. Возможна реализация сверхдолготы гласного [a] в составе видового отрицания с помощью частицы lā (лям-алиф) в контексте lā ilāha (нет никакого бога)… Этот способ усиления отрицания или эмфазы (передаётся термином «madd at-ta’zīm»). [1, Аббясов 2005]

Другим примером служит позиция после гортанной смычки. Причём такая смычка должна состоять из двух последовательных hamz, огласованной и неогласованной. В одном из стилей такая позиция для появления сверхдолготы определена ещё в средневековых трактатах. В нашей работе проверятся отличие от второго стиля, где такая позиция сверхдолготы не отмечена.

Примерами использования сверхдолготы в средней длительности было чтение ‘Асыма в передаче Хафса, примером чтения с предельной длительностью было чтение Нафи’а в передаче Варша. Именно эти два чтения и были были проанализированы экспериментальным путём: распевное – чтение Нафи’а, учебный вариант - чтение ‘Асыма. [3, Аганина 2007]

В качестве исходного материала были взяты аудиозаписи рецитации Корана известного египетского чтеца XX века Махмуда Халиля аль-Хусари. В 1961 году он стал главным чтецом в Египте и был первым, кто записал полный текст Корана на аудионоситель. Важно было выбрать одного чтеца для обоих стилей, чтобы нейтрализовать различия в индивидуальных особенностях чтецов.

Звуковые файлы анализировались с помощью программы Praat. Из записей были отобраны 11 сур, 32 аята, из которых вычленялись 83 реализации гласных в разных позициях. В этих гласных были измерены значения длительности, интенсивности и частоты основного тона. Эти данные были проанализированы методом многомерного дисперсионного анализа с помощью статистического пакета SPSS. Исследовалась статистическая связь фиксированных факторов с разными количественными уровнями: краткий, долгий или сверхдолгий гласный в позиции перед hamz-ой или перед неогласованным харфом, качество гласного и стиль, как фактор.

Отдельно исследовалась сверхдолгота гласного [a] в составе видового отрицания с помощью частицы lā (лям-алиф) в контексте lā ilāha. Особое внимание было уделено субституту огласованной и неогласованной hamz-ы. [2, Аганина 2012]

По результатам акустического и статистического анализа была получена следующая таблица:

Гласный

Количественная категория (позиция)

Средняя длительность (сек.)

p-значение

Значимость

Распевный

Учебный

А

Сверхдолгота – видовое отрицание lā (lā-усиления)

2,67

1,57

0,0014

+

А

Сверхдолгота перед хамзой

2,37

1,66

0,00011

+

А

Сверхдолгота перед неогласованным

1,64

1,54

0,352

У

Сверхдолгота перед хамзой

2,187

1,563

0,022

+

У

Сверхдолгота перед неогласованным

1,593

1,473

0,268

И

Сверхдолгота перед хамзой

2,316

1,527

0,0043

+

И

Сверхдолгота перед неогласованным

1,638

1,432

0,00063

+

А

Долгота

0,629

0,579

0,0022

+

У

Долгота

0,59

0,613

0,757

И

Долгота

0,636

0,612

0,55

А

Краткий

0,208

0,195

0,523

У

Краткий

0,248

0,238

0,624

И

Краткий

0,255

0,228

0,274

А

Субститут огласованной и неогласованной хамзы

1,882

0,54

0,0012

+

Параметр p можно определить, как вероятность ошибочности гипотезы о том, что в исследуемых данных имеется статистическая связь. При значении p

Просмотров работы: 199