Ленд-арт - направление в искусстве, зародившееся в Соединенных Штатах Америки в 1960х годах. Ленд-арт стал естественным следствием культурной ситуации, породившей протест против зависимости искусства от рынка, искусственности, синтетической эстетики, консервативности музеев и галерей, привязанности презентаций объектов искусства к помещению.
Художники перестали рассматривать стандартные художественные площадки, такие как галереи, в качестве демонстрации своей деятельности. Основной идеей ленд-арта стала взаимосвязь человека и природы, возможность вписать объекты в пейзаж, не нарушая его целостность и сохраняя естественность. Особенностью данного вида искусства является использование природных объектов, находящихся в их естественной среде. В природную среду вносится малая часть синтетических объектов, ландшафт служит не фоном, а непосредственным участником инсталляции, земля выступает в роли субъекта и объекта искусства.
Вдохновением для лэнд-арта являются такие направления искусства, как концептуализм, стремление провести новые, нетрадиционные основы в искусстве, обновление художественных средств. Между дизайном и искусством существует очень тонкая грань. Решение вопроса о различиях современных искусств и современного дизайна приводит к дискуссиям о том, как относиться к исключительным объектам дизайна, бытующим в предметно-художественной среде.
Современное искусство в этой дискуссии занимает место экспериментатора, изменяя и расширяя понимание дизайна. Систематизация профессий, созданная международной организацией труда, была создана в 1960-е годы с целью, помочь, странам улучшить качество труда и увеличить занятость населения. Многие профессии имеют чёткие границы того, чем заняты специалисты той или иной профессии. Профессии ландшафтный дизайн в международной системе нет, но в быту данный род деятельности и термин встречается часто, это говорит о том, данная деятельность находится в стадии утверждения. В актуальном искусстве существуют направления, которые влияют на процесс формирования профессии. Одним из таких искусств является ленд-арт или ландшафтное искусство.
К примеру, дизайнер Исаму Нагути в 1941 году создал детскую площадку в Нью Йорке, основанную на использовании природных материалов реальном пейзаже, что является образцом лэнд-арта, но сам автор называл свою работу скульптурой, а не ленд-артом. Влияние Исаму Нагути на лэнд-арт, ландшафтный дизайн и ландшафтную архитектуру неоспоримо.
Менее заметна становится грань между произведениями экспериментального дизайна, объектами, созданными художниками, и архитектурой, представленной на творческих конференциях. Появляются произведения, в которых, кроме многофункциональности и общедоступности, обращается внимание к сомасштабности объекта человеку, к изменению самого пространства, в зависимости от потребностей населения.
Отсюда следует изменение ориентации общественной городской среды. Из направленности на универсализацию городских функций, общественная среда производит переориентацию на человека и его ощущение в окружающем городском пространстве. Примером подобного пространства является площадь в Испании, спроектированная Жаком Херцогом и Пьером де Мероном. Концепцией площади является соединение в себе разных функций, которые позднее были подчинены потребностям, жившим в этом городе, людей. Приданы недостающие элементы городского пространства, отсутствовавшие до создания этого произведения. То бишь – создание новой пешеходной зоны, состоящей из природных элементов.
Открытые пространства разнообразны. Они отличаются масштабами, значением в формировании художественного облика города, микроклиматом. С возникновением современных произведений открытой городской среды, меняется местоположение пространств. Они появляются в неожиданных местах, подобным образом доказывая свою самодостаточность, удовлетворяющую требования городского жителя к такому пространству.
В открытых городских пространствах совершается объединение искусства и дизайна за счет связи общества и окружающей среды, их взаимодействия и взаимодополнения. В таком пространстве ленд-арт помогает добиться исчезновения социальных границ, а ясность пространства реализовать посредством диалога, игры, образно- символической адаптацией посетителя. Большое значение имеет влияние ориентации на мнение жителей, которые являются потребителями подобного городского пространства. Именно оценка горожан предшествует осмыслению и реализации совокупного подхода к разработке общественных пространств, формирования приемов и средств, удовлетворяющих потребности и намерения горожан как потребителей городской среды.
Формирование открытой городской среды напрямую связано с обращением дизайнера и художника к природной составляющей выбранной территории, с синтезированием методов современных искусств для работы с ландшафтом. Равно как и обращение самого дизайна среды к удовлетворению потребностей жителей города, при создании новых пространств, предназначенных для городского общения и отдыха. Создание именно таких городских пространств увеличивает социальную роль городских общественных пространств. Влияние такого направления в искусстве, как Ленд-арт, на ландшафтный дизайн и дизайн среды, неоспоримо.
Список используемых источников:
1. Татунашвили Н. Общественные пространства в начале нового века.
2. Линч Кевин. Образ города. / Кевин Линч [Пер. с англ. В. Глазычева под ред. А. Иконникова]. – М.: Издательство СИ, 1982. – 328 с.
3. Можейко М.А. «Невозможное искусство» авангард/ М.А.Можейко.–Постмодернизм.Энциклопедия.– Мн.:Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001.– 1040 с.
4. Вышеславський Г. Ленд-арт. Терминология современного искусства. Париж–Киев, 2010. – 416 с.
5. http://diletant.media/art_educational_museum_garage/31571908
6. https://ptzgovorit.ru/tegi/lend-art