ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

Самодурова И.В. 1, Макаренков В.А. 1
1Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуализация проблемы качества профессионального образования является результатом возрастающего значения качества не только в образовании, но и в современных производственных процессах, и в обществе в целом.

Традиционно качество образования рассматривается как комплексный показатель, включающий этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, эффективность деятельности образовательного учреждения, соответствие реально достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Анализ исследований показывает, что качество профессиональной подготовки рабочих и специалистов необходимо рассматривать как способность образовательной системы удовлетворять, с одной стороны, потребности личности в получении конкурентноспособных знаний и умений, а с другой – запросы рынка труда в соответствующих рабочих и специалистах, и уровне их квалификации.

Привлечение работодателей к оценке качества подготовки выпускников образовательного учреждения предполагает оценку компетенций выпускников на заключительных этапах обучения - в период работы государственной аттестационной комиссии, при государственной аккредитации образовательного учреждения, а также в рамках внутреннего мониторинга качества образования.

Как правило, работодатель оценивает:

- уровень профессиональной общетеоретической подготовки выпускников;

- базовую подготовленность выпускников к самостоятельной работе по своей профессии или специальности на уровне специалиста с профессиональным образованием;

- умения применять полученные знания на практике;

- уровень владения иностранным языком;

- уровень владения ПК, знание необходимых в работе программ;

- способности эффективно представлять себя и результаты своего труда;

- нацеленность на карьерный рост и профессиональное развитие;

-способность воспринимать и анализировать новую информацию, развивать новые идеи;

- эрудированность, общая культура;

- уровень подготовки в смежных полученной специальности областях.

Привлечение работодателей к оценке качества подготовки выпускников образовательного учреждения предполагает оценку компетенций выпускников на заключительных этапах обучения - в период работы государственной аттестационной комиссии, при государственной аккредитации образовательного учреждения, а также в рамках внутреннего мониторинга качества образования.

В 2016 году было разработано 26 студенческих проектов по решению бизнес-задач работодателей в области корпоративной социальной ответственности. Заказчиками выступили: Addidas Group, кадровый холдинг «Анкор», PricewaterhouseCoopers, ООО «РусФинанс Банк», ПАО «Московский кредитный банк», АКБ «РосЕвроБанк».

Компании-заказчики высоко оценили уровень подготовки студентов академии и представленных проектов. После обработки обратной связи были получены следующие данные оценки проектов:

- 79,3% проектов полностью соответствуют корпоративной культуре заказчика;

- 67,5% проектов содержат оптимальный механизм реализации;

- 66,6% проектов демонстрируют конкретные, значимые и достижимые результаты;

- 67,3% проектов составлены исходя из реалистичного и обоснованного бюджета;

- 75,3% проектов отличает креативность идеи;

- 20% проектов приняты к реализации компаниями-заказчиками

По результатам данной работы все студенты получили именные дипломы от работодателей, подтверждающие их профессиональный опыт проектной деятельности по решению актуальных бизнес-задач, и приглашения на стажировки с последующим трудоустройством в компании.

По данным Министерства образования и науки РФ, процент трудоустройства выпускников РАНХиГС — 70%1.

Однако, было выявлено несколько причин, почему выпускники вузов не работают по специальности:

- Незнание рынка труда. Многие молодые люди выбирают специальность не особо задумываясь, в порыве подростковой амбициозности или легкомысленности, просто за компанию, чтобы не расставаться с друзьями, или в угоду родителям, или наперекор родителям, а позже настигает горькое осознание того, что специальность не по душе.

- Несоответствие ожиданий от профессии и реальности. Поступающие в высшее учебное заведение крайне туманно представляют себе, чем они будут заниматься, если выберут ту или иную специальность, какие обязанности у них появятся, примерная зарплата и т. д., т.п. Причина этого кроется в отсутствие в школьной программе предметов по ознакомлению учащихся с реальными специальностями.

- Несформированность личных целей. Многие сегодня действительно не представляют, кем хотят стать и чего достичь в профессии. В молодом поколении отсутствует некий навык планирования собственной жизни. В результате происходит так, что в 21–23 года вчерашний студент оказывается на рынке труда без реальных представлений, что ему делать дальше.

- Неприменимость полученных знаний к новым требованиям. Технологии постоянно меняются. Вузы очень неповоротливы в плане обновления устаревших программ обучения. Молодые люди получают образование, которое уже на момент их появления на рынке труда не пользуется спросом. Большинство молодых людей испытывает так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальное представление о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте.

- Низко оплачиваемая работы. Работа нравится, но она настолько низкооплачиваема, что трудовая мотивация к ней тает с каждым днём. И оставлять такую работу не хочется, но на первый план выходят всё-таки материальные стимулы, связанные с необходимостью содержания себя и семьи.

Тем не менее, в современных экономических реалиях и работодатели, и государство, и выпускники заинтересованы в реализации профессиональных возможностей всех членов общества.

1Официальный сайт Министерства образования и науки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vo.graduate.edu.ru/

Просмотров работы: 201