Престиж социального работника возрастает по мере становления новых социальных учреждений. Обладая обширными знаниями в социальной сфере и находясь на переднем плане борьбы с социальным неблагополучием в стране, специалисты по социальной работе играют большую роль. В России появилась осознанная потребность в социальных работниках.
Достижение и поддержание высокого профессионального уровня социального работника требуют от него, прежде всего, целенаправленность на самосовершенствование, систематизацию как новых полученных профессиональных знаний, так и приобретённого собственного опыта, совершенствование социальных методик.
Актуальность темы обусловлена тем что система, профессиональной подготовки будущих специалистов недостаточно направлена на формирование специалиста как личности и профессионала.
Огромный вклад в решение проблемы профессионального становления, внесли такие учёные, как Н.С.Пряжников ,Г.В. Резапкина., Зеер,и д.р.Особенный вклад внесли такие учёные, как Холостова,Зеер,своими трудами по профессиональной подготовке.
Профессиональное становление - это длительный процесс, на каждом этапе которого можно выделить факторы, влияющие на его особенности.
Поскольку профессиональное становление личности тесно связано с ее развитием, поэтому для становления личности профессионала имеют значение общие факторы развития.
Профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств, ценностей, знаний, умений и навыков.
Становится очевидным, что адекватный выбор специальности обучения и профессии в соответствии со склонностями, способностями и особенностями.
Кудрявцев Т.В. рассматривает профессиональное становление как «длительный процесс развития личности с начала формирования профессиональных намерений до полной реализации себя в профессиональной деятельности. Центральное звено этого процесса – профессиональное самоопределение» [1, с. 67].
Содержание профессиональной деятельности социального работника определено ее функциями, выполняемыми в соответствии с законами, подзаконными актами и, конечно, в соответствии с разделением труда в сфере социальной защиты населения, в целом социальной сферы общества в широком ее понимании. Профессиональный труд социального работника состоит из взаимосвязанных и взаимодополняющих личностных, функциональных и материализованных, вещных компонентов.
С точки зрения специализации социального работника (сегодня социальные работники специализируются более чем по 20 направлениям) можно выделить группы социальных работников, занятых преимущественно управленческим трудом (менеджеры социальных служб и органов соцзащиты), контактной социальной работой в рамках основных видов социального обслуживания (социально-экономические, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические, социально-правовые и социально-бытовые услуги), профилактической и превентивной профилактической работой и т.д.
Исходя из изложенного можно сделать вывод, что профессионализм в социальной работе - это постоянно поддерживаемые на высоком уровне знания, умения и навыки специалиста, обеспечивающие квалифицированное содействие людям в разрешении их жизненных проблем, достижение высокого качества труда и результатов.
Социальная работа объединяет в себе и призвание, и профессию, поэтому профессионализм может измеряться степенью гармонизации этих составляющих, их целостностью и системностью.
Становление профессионализма всегда начинается с профессиональной подготовки и воспитания специалистов, поэтапного формирования системы практических навыков системы социальной работы и профессионального мастерства. Без профессионального мастерства невозможна организация индивидуальных социальных услуг с целью разрешения трудной жизненной ситуации клиента и обеспечения социально-психологической гармонии его функционирования.
Профессионально-личностное становление и развитие специалиста по социальной работе предусматривает формирование профессионального призвания, получение профильного образования, формирования профессионального мастерства и развитие духовно-нравственных качеств, а также навыков саморегуляции и самосовершенствования.
Основными факторами развития выступают биологические и социальные.
К биологическим факторам, влияющим на развитие и становление личности, относят наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Наследственность влияет на воспитание ребенка в семье, школе, а затем и в трудовом коллективе.
К социальным факторам становления личности относится среда. Среда - это действительность, условия, в которых происходит развитие человека.
Факторы, влияющие на внешнюю сторону профессионального роста человека, можно разделить на три группы: индивидуальные особенности человека; потребность общества в тех или иных специальностях; спрос на людей определенных профессий и определенного уровня квалификации; ближайшие возможности (т.е. ресурсы, которыми обладает человек при выборе своейт профессии) [2]
Профессиональное развитие будущего социального работника предстает как органическое единство внешнего и внутреннего мира индивида, объективных и субъективных факторов, а непрерывное профессиональное образование выступает как средство, условие этого взаимодействия, основание для достижения высокого профессионализма личности и деятельности [3].
На эффективность успешной профессиональной деятельности социального работника оказывает влияние целый ряд факторов. В количественном и качественном отношении эти факторы чрезвычайно многочисленны, многообразны, еще более разнообразна их комбинации.
Это определяет большую сложность их классификации.
Несмотря на трудность проблемы классификации факторов, влияющих на профессионализм служащих в разное время занимались Д.М. Иванцевич,
А.А. Лобанов, С.В. Шекшня, А.Я. Кибанов, B.Л. Романов, А.И. Турчинов,
А.С. Гусева, Е.А. Могилевский, А. А. Трущева, X. Биджер и др.
Разные авторы выделяют разные факторы и условия профессионального становления специалистов. При этом часто не разделяя их между собой.
В теории становления личности рассматривается как стремление человека к непрерывному развитию индивидуальности, эффективная реализация его системы потенциалов в процессе деятельности для достижения общественного признания.
Таким образом, в ВУЗе в процессе подготовки специалистов через четко выстроенную и организованную образовательную среду моделируются такие значимые характеристики студента как индивидуальность, стремление к большей свободе, процесс достижения целостности, личностный и профессиональный рост, самостоятельность, самоуважение, общественное одобрение или порицание. Организация и совершенствование системы непрерывного образования учащейся молодежи невозможно без целостного понимания психической и познавательной деятельности учащегося и глубокого изучения психофизиологического развития психики на всех ступенях обучения.
Социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: теорией социальной работы, психологии, технологии социальной работы, социологии, основы социальной медицины, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы.
Однако, целью современного гуманитарного образования является не только передача студенту совокупности знаний, умений и навыков в определенной сфере, но и развитие кругозора, междисциплинарного чутья, способности к индивидуальным креативным решениям, к самообучению, а также формирование гуманистических ценностей, что составляет основу профессиональной позиции.
Личность специалиста и ее профессионально-значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора, под непрерывным давлением профессионального сообщества как группы людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру выражаться и одеваться. С помощью развитой системы стимулов и санкций складываются внутренняя структура и единство профессии. Жизнеспособность профессий связана прежде всего с тем, что они обеспечивают эффективный способ решения специфических задач в условиях ограниченных ресурсов.Для индивида принадлежность к определенной профессии означает, с одной стороны, идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его жизни, а с другой — являет собою некий достаточно объективный критерий личных достижений.
Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональные особенности социальной работы. Профессия социального работника несколько тесно связана со смежными профессиями, что у кого-то могут возникнуть сомнения в ее самодостаточности как особой профессии, основательности ее претензий на равноправное положение среди «собратьев». От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т. д.), социальная работа отличается прежде всего своим интегральным характером.
Первые результаты массового опыта вузовской подготовки социальных работников и социальных педагогов не удовлетворяют запросы практики. В этой связи становится обоснованным требование усилить практическую сторону такой подготовки и пересмотреть учебные планы вузов. Особенно велико значение практического обучения социальной работе.
Что касается социального работника, то далеко не каждый гражданин нашей страны слышал об этих профессиях и уж тем более мало кто представляет себе содержание их труда.
Основной целью написания статьи являлось понимание необходимой помощи в профессиональном становлении будущих специалистов по социальной работе. Результат практики показывает что обоснованно требование усилить практическую сторону проф., подготовки будущих специалистов.
Литература
1.[1] Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. – 1981. – № 2. – с. 67 – 69.
2.[2] Маркова, А.Е. Психология профессионализма / А.Е. Маркова. - Москва, 1996. - 252.
3.[3] Профессионализм в социальной работе: сущность, факторы формирования [текст] / [Интернет -ресурсы] - Режим доступа: http://studbooks.net/690183/sotsiologiya/professionalizm_sotsialnoy_rabote_suschnost_faktory_formirovaniya (дата обращения:26.02.2018)