ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПЛАНИРОВАНИЮ ПРОИЗВОДСТВА

Алексеев А.А. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях формирования рыночной экономики в России возрастает роль логистики, которая обусловлена потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования производственной системы предприятия, открывающимися с использованием логистического подхода к организации и управлению. Любое предприятие является элементом логистической цепи, которая и формирует основные требования к производственным процессам, предопределяет цели и задачи производственной системы в рамках предприятия [1].

Логистика производства – регулирование производственного процесса в пространстве и во времени, а именно планирование материальных потоков и управление ими, организация внутрипроизводственной транспортировки, буферизации (складирования) и поддержание запасов (заделов) сырья, материалов и незавершенного производства производственных процессов на стадиях заготовки, обработки и сборки готовой продукции. Производственная логистика занимается организацией, планированием и управлением производственных процессов.

Логистика – это наука о рационализации процессов управления организацией посредством выявления и устранения внутрисистемных и межсистемных конфликтов, преобразуемых во взаимовыгодные компромиссы корпоративного сотрудничества, используемые для повышения конкурентоспособности организаций.

Как правило, критерий минимума общих логистических затрат является одним из основных при оптимизации логистических систем. Однако, по мере развития логистических систем, основным критерием становится максимальное соотношение выгод и затрат, что получило название концепции «общей ответственности»

Цель производственной логистики заключается в обеспечении своевременного, ритмичного и экономичного движения материальных ресурсов между стадиями и рабочими местами основного производства в соответствии с планами производства и реализации готовой продукции или заказами потребителей.

Для обеспечения основной цели производственной логистики необходимо в комплексе решать задачи планирования, организации движения материального потока и оперативного управления им не только в основном производстве, но и во вспомогательном и обслуживающем производствах.

К вспомогательному процессу относят процедуры закупки, производства и подачи на рабочие места технологической оснастки, запасных частей производственного и обслуживающего оборудования, подачу электроэнергии, газа, воды, пара, смазывающих материалов и т. д. Обслуживающие процессы связаны в основном с транспортными и складскими операциями.

Методы производственной логистики используются на трех последовательных этапах управления производственным процессом: при агрегированном, календарном планировании, в оперативном управлении. Агрегированное планирование осуществляется, как правило, перед началом непосредственной реализации производственного процесса [1].

Каждое производственное подразделение получает план (задание по объему, номенклатуре и срокам выполнения заказов), обеспечивается соответствующими ресурсами и нацеливается на достижение запланированных конечных результатов работы. Однако несовершенство календарно-плановых расчетов даже в условиях интенсивного использования вычислительной техники не позволяет плановику и мастеру надежно планировать работу участка, определять последовательность и сроки выполнения конкретных работ и операций на каждом рабочем месте хотя бы на ближайшую перспективу. То есть непрерывность планирования как бы не доходит до рабочих мест.

Для повышения уровня непрерывности планового руководства необходимо не только научиться разрабатывать месячные планы-графики хода производства и загрузки рабочих мест на каждом производственном участке, но и уметь удерживать производственный процесс в рамках составленного плана-графика при воздействии на него различных возмущений.

При возникновении на предприятии отклонений от плана необходима значительная гибкость и маневренность управления для реализации цели, выполнения производственной программы. Чтобы в условиях несовершенного планирования на уровне цехов и производственных участков обеспечить выполнение производственных планов предприятия, всем линейным руководителям и диспетчерскому персоналу цехов и организации в целом приходится большую часть рабочего времени заниматься регулированием хода производства и перераспределением работ по различным приоритетам с целью уменьшения потерь производства и рабочего времени.

Другими словами, планирование на предприятии заменяется регулированием. Гибкое регулирование – это единственное требование к эффективному управлению материальными потоками, которое реализуется на практике и за счет которого выполняются производственные планы, но со значительными потерями производственных ресурсов.

Современные интегрированные системы управления (ИСУ) обеспечивают лишь имитационное сопровождение сменно-суточного планирования процессов производства, т. е. способны лишь оптимизировать выполнение работ в предыдущую смену. Использование ИСУ в непоточном производстве пока не позволяет системно управлять работой производственных участков [2].

В настоящее время на промышленных фирмах, как правило, используются статические методы планирования и управления производством, которые подвержены ошибочным представлениям о ходе производства как о статичном процессе. Так, предполагается, что длительность производственного цикла изготовления детали является величиной конечной, окончательной, а на самом деле она является величиной вероятностной – ошибка в определении сроков составляет 40%. Допускается также, что длительность производственного цикла обработки ведущей детали комплекта определяет длительность производственного цикла его изготовления. Считается, что трудоемкость изготовления изделия распределяется равномерно в пределах каждой стадии производственного цикла. На самом деле плотность (интенсивность) работ на каждой стадии производства меняется в значительных пределах. Кроме того, предполагается, что внутри каждой стадии производства структура трудоемкости работ по изготовлению изделия во времени не меняется. На самом деле она меняется весьма существенно. Это приводит к ежедневному движению «узких и широких мест», к распределению работ вместо их планирования, к штурмовщине и неритмичной работе.

В процессе планирования используется система нормативов организации производственного процесса, которая включает несколько групп нормативов:

– нормативы единицы движения (изделие, серия изделий, партия деталей, комплект и т. д.);

– нормативы пропорций движения (пропорций сочетания изделий, опережения, незавершенного производства по остаточной трудоемкости, очередности запуска, периодичности запуска и т. п.);

– пространственно-временные нормативы (длительности циклов, объемно-цикловой график выполнения заказа, типовая схема движения предметов труда, объемно-календарный контур изготовления комплекта предметов труда, сводный объемно-цикловой график выполнения производственной программы и др.);

– организационно-плановые нормы (календарный предел выравнивания операций, коэффициент закрепления деталей, показатели относительной трудоемкости и т. д.).

Концепцию планирования в логистике можно охарактеризовать ее основными положениями: реализация принципа системного подхода, индивидуализация продукции и услуг, гуманизация технологических процессов, учет логистических издержек, развитие услуг сервиса, способность логистических систем к адаптации, тотальное обеспечение качества, интеграция информационных потоков, вертикальная и горизонтальная интеграция процессов производства и переход к постоянной модернизации производства, интеграция управления организацией, интеграция и синхронизация технического обслуживания производства с процессами основного производства, интеграция предметов труда, группирование операций и групповые технологии, интеграция и прямоточность материальных потоков, интеграция оборудования, интеграция персонала.

В современных условиях невозможно обеспечить конкурентоспособность предприятия, игнорируя преимущества логистического подхода [3].

Список использованной литературы:

1. Негреева, В.В. Логистика. Учебное пособие. / В.В. Негреева, В.Л. Василёнок, Е.И. Алексашкина – СПб: Университет ИТМО, 2015. – 85 с.

2. Степанов, В.И. Производственная логистика: Учебник / В.И. Степанов – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 266 с.

3. Гаджинский, А. М. Логистика: Учебник / А. М. Гаджинский. — 20-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 484 с.

Просмотров работы: 77