ПРАВОВАЯ БАЗА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПРАВОВАЯ БАЗА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Соколова А.С. 1
1Волгоградский государственный аграрный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В экономике возникают, распространяются и развиваются три основных информационных потока:
  • информация, которая существует в виде овеществленных знаний в наукоемкой продукции;

  • информация, отражающая человеческие профессиональные знания, частично фиксируемые в виде изобретений, патентов, лицензий, но главным образом в виде производственных навыков и приемов;

  • информация по искусству, методам и технологии практического решения задач управления современным производством, по вопросам завоевания рынков сбыта при производстве даже высококачественной продукции.

Особенностью и важнейшей чертой современности является то, что свой вклад в информационную составляющую вносят все профессиональные группы работающих – от рабочих до управляющих высших рангов. Разрыв любого звена в цепи производственных отношений производителей приводит к потере информации и, как следствие, к ухудшению качества продукции.

Философы определяют знание как проверенный практикой опыт познания окружающего мира, отражение действительности в мышлении человека. Знание – то, что принадлежит человеку. «Информация, по определению Н. Винера, – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде».

Информация – это знания для других, отчужденные от их первоначального живого носителя (генератора) и ставшие сообщениями (в той или иной степени переработанными).

К ним относятся знания, сконцентрированные в статьях, книгах, патентных описаниях, устных сообщениях, в управленческих документах, проектной документации, моделях, алгоритмах, программах и т.д.

Практически каждый предприниматель имеет свой стиль управления, поэтому успешно функционирующее знание в одном месте может оказаться непригодным в другом. Это же относится к феномену интернационализации знаний: интернационально только общенаучное знание.

На основе синтеза многих подходов можно дать следующее определение термина «информации», учитывающее, в том числе его современное правовое звучание: информация – это отчужденное знание, записанное на определенном языке в виде знаков на материальный носитель, доступное для воспроизведения без участия автора и переданное в каналы общественной коммуникации.

Нормативно-методическая база информационного обеспечения управленческой деятельности основана на следующем. Информационное обеспечение управленческой деятельности должно учитывать существующие законодательные и нормативные ограничения и необходимость внутренней регламентации, а также обеспечивать необходимый уровень безопасности при использовании технических средств в рамках соответствующих информационных технологий и уровень информационной безопасности.

Нормативно-методическая база информационного обеспечения управленческой деятельности - это совокупность законов, нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих технологии создания документов, их обработки, хранения и использования в текущей деятельности организации [1].

Нормативно-методическая база включает в себя:

– законодательные акты РФ в сфере информации и документации;

– указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие вопросы работы с документами на федеральном уровне;

– правовые акты федеральных органов исполнительной власти как общеотраслевого, так и ведомственного характера;

– правовые акты органов представительной и исполнительной власти субъектов РФ и их территориальных образований, регламентирующие вопросы организации работы с документами;

– государственные стандарты на документацию;

– унифицированные системы документации;

– нормативные документы по организации архивного хранения документов и др. [2].

В соответствии с нормами российского законодательства физические и юридические лица имеют равные права на разработку и производство информационных систем, технологий и средств их обеспечения. Право каждого гражданина на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации – одно из основных прав гражданина, закрепленное в Конституции РФ (п.4 ст.29).

Существует информация, набор сведений, распространение которых может наносить ущерб предприятиям, учреждениям, организациям или государству в целом. Один из правовых способов взаимного согласования и увязки этих основополагающих прав – установление различного правового режима для различных видов информации или информационных ресурсов.

В соответствии с нормами российского законодательства документированная информация может быть двух видов: открытая, или общедоступная, информация и информация ограниченного доступа.

Нормы Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» выделяют виды информации, которые не могут быть отнесены к информации с ограниченным доступом, а именно:

– законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие статус органов государства, местного самоуправления, организаций, общественных объединений, права, свободы и обязанности граждан;

– документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения;

– документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

– документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек, архивов, информационных системах государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

В соответствии со ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну, если: во-первых, информация имеет действительную, или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам; во-вторых, к ней нет свободного доступа на законных основаниях (т.е. она не отнесена нормами законодательства к открытой информации); в-третьих, собственник или обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Коммерческую тайну может составлять научно-техническая, технологическая, коммерческая информация, организационная, управленческая или иная используемая в хозяйственной деятельности информация, сведения о конъюнктуре рынка, результаты маркетинговых исследований и т.п. Конкретными видами коммерческой тайны, определенными в различных нормативных актах являются банковская тайна, налоговая тайна, аудиторская тайна, тайна страхования, служебная тайна.

Право установления режима коммерческой тайны принадлежит собственнику информации. Именно собственник самостоятельно определяет критерии отнесения информации к коммерческой тайне, срок действия и возможности изменения режима тайны, определяет и проводит необходимые мероприятия по защите информации, порядок доступа отдельных лиц к данной информации [2].

Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии с нормами российского законодательства существуют виды информации, которые не могут составлять коммерческую тайну предприятия или предпринимателя. К ним, в частности, относятся:

– учредительные документы (учредительный договор и устав), документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, патенты, лицензии), информация о ликвидации юридического лица, порядке и сроках предъявления претензий его кредиторами;

– сведения по установленным формам бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности;

– информация о деятельности юридических лиц, которым законодательными актами предписано ведение публичной отчетности (различные виды фондов, благотворительные организации и т.п.);

– информация, подлежащая раскрытию эмитентом ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о рынке ценных бумаг;

– иная информация, для которой введены ограничения на установление режима коммерческой тайны федеральным законом или подзаконным актом.

По общему правилу, которое зафиксировано в российском законодательстве и соответствует международным нормам, объектами авторского права не являются официальные документы, государственные символы, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы концепции, открытия и факты: поэтому не являются объектами авторского права идеи и принципы, лежащие в основе программ или их элементов, в том числе идеи и принципы организации интерфейса, и языки программ.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, т.е. выпущенные и не выпущенные в свет программы для ЭВМ и базы данных. Охрана авторского права распространяется на все виды программ для ЭВМ, в том числе и на операционные системы, которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. Объектом авторского права может являться и часть произведения, если она может использоваться самостоятельно.

Авторское право возникает в силу создания произведения, поэтому для его возникновения и осуществления не требуется никаких формальностей. Если не доказано иное, автором считается лицо, указанное на оригинале или копии произведения.

Для оповещения о своих правах автор может, но не обязан использовать знак охраны авторского права, состоящий из трех элементов: буквы С в окружности или круглых скобках, наименования (имени) правообладателя, года первого выпуска программы или базы данных в свет. Знак авторского права может помещаться на каждом экземпляре произведения.

Авторское право на программу для ЭВМ или базу данных, созданную творческой деятельностью нескольких авторов, принадлежит соавторам совместно. Каждый из них может использовать созданную им часть коллективного произведения самостоятельно, если договором между ними не установлен иной порядок использования. Договор о соавторстве может быть заключен на любой стадии творческого процесса или даже после его завершения. Оказание технической помощи или финансовой поддержки автору не является основанием для возникновения соавторства.

Субъектами авторского права по российскому законодательству также являются составители – авторы сборников и иных составных произведений, которые осуществили в процессе творческой деятельности подбор и расположение материалов.

Поэтому, авторское право на базу данных принадлежит ее составителю, однако если входящие в нее материалы являются объектами авторского права, составитель должен соблюдать права авторов, а сами авторы сохраняют за собой возможность использовать включенные составные части самостоятельно. Авторское право на базу данных не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и организацию произведений и материалов, входящих в базу.

Срок авторского права действует с момента создания произведения в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. По истечении этого срока произведение переходит в общенародное достояние. Для правообладателей всех имущественных прав на программу для ЭВМ или базу данных

Законом «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» установлено особое право – право официально зарегистрировать программу или базу данных в Роспатенте.

К основным видам нарушений авторского права относится нарушение исключительных прав правообладателя, а также ввоз в РФ экземпляров программ или баз данных, которые изготовлены без разрешения их правообладателя. Нарушение прав авторства или незаконное воспроизведение и распространение программ или баз данных влечет уголовную ответственность (ст. 146 УК РФ). Административная ответственность предусмотрена за ввоз, продажу или иное использование контрафактных экземпляров программ для ЭВМ или баз данных [2].

Список использованной литературы:

1. Теория менеджмента / Учебник для вузов. Под ред. А.М. Лялина. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.

2. Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 7.12 КоАП РФ

Просмотров работы: 94