СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Тугай Я.Н. 1
1Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Очень важно для современного человека адекватный уровень восприятие, поэтому у детей его необходимо развивать как можно раньше. Мария Монтессори отмечала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать, она уделяла особое внимание, прежде всего обучению детей моторике и сенсорике [1,с. 4-5]. Ребенок постоянно что-то познает, изучает, ему интересны новые предметы, которые его окружают, он постоянно исследует пространство там, где он находится. Для того чтобы ребенок развивался полноценно важно создавать максимальное количество сенсорных образов, которые на протяжении всей его жизни являются основой познания окружающего мира, расширения представлений, формирования интеллектуальных способностей. Именно сенсорное развитие важно для детей с задержкой психического развития, для них процесс обучения происходит очень длительный период времени.

Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире[2, с.6-8].Роль раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья неоднократно подчеркивалась в исследованиях Васильевой В.С. [3, 4, 5].

Педагогические исследования (Н.П. Сакулина,1963,1965) и исследования психологические (З.М. Богуславская,1966) показали, например, что если ребенка-дошкольника предварительно знакомить с образцами элементарных геометрических форм, то затем он использует эти образцы при анализе сложных форм и уровень его зрительного анализа видимого предмета значительно повышается [6, с.110-111].

В связи с очень длительным обучением и усвоением учебного материала дети с задержкой в развитие не всегда могут посещать учебные заведения вместе со всеми детьми, так же как и посещать учреждения дополнительного образования. Для детей с задержкой в развитии необходимо создавать особые условия и индивидуальные методы обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)- временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций; нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов [7,c.437].

В современном мире постоянно разрабатываются новые совершенно уникальные методики для развития ребенка различные развивающие игры, выпускаются новые книги для детей, поэтому всегда есть возможность найти именно то, что будет интересно и эффективно для ребенка. Каждый ребенок индивидуален, так же, как и все люди нет одинаковых детей и нет одной универсальной методики по развитию ребенка для каждого ребенка с нарушением развития, педагог и родители индивидуально стараются найти, какую-то методику исходя из развития ребенка в целом.

Один из методов сенсорного развития ребенка возможен при помощи обычной шахматной доски, думаю, такой необычный метод может помочь в сенсорном развитии детей с задержкой психического развития. Большинство детей с задержкой психического развития очень долго не могут освоить основные цвета, геометрические фигуры, параметры величины «большой - маленький», и даже уже к возрасту 6-7 лет, испытывают трудности в изучение данного материала.

Процесс обучения происходит на шахматной доске, вначале с ребенком изучается сама шахматная доска и изучаются только два цвета черный и белый. Дети с особенностями в развитии иногда именно эти два цвета запоминают в первую очередь, с особо сложными в развитии детьми, можно шахматную доску, назвать «дом», где черная клетка это нет света в окне, а белая клетка в окне горит свет. Дальше используются цветные геометрические фигуры, не больших размеров, вначале изучаются, например, квадрат или круг и только одного цвета, например желтый. Нужно показать ребенку, как можно разложить фигуры, например, желтые квадраты, только на белые клетки(окна) по всей шахматной доске, а затем попросить ребенка выполнить самостоятельно, точно также разложить на черные клетки и так с каждой цветной геометрической фигурой. Процесс изучения цветов с особенными детьми очень сложный и какая последовательность цветов должна быть при изучении понять очень сложно.

О развитие цветоразличения у детей посвящено много научных работ учеными: У.А. Бинэ[1890], У.Ю. Уффельмана[1881], У.А. Гарбини[1894], В.Г. Бражас[1911], Р.Степлз[1932], М.Шинн[1905], Э.Лэндом[1960], и другими. Каждый из ученых описывал свою последовательность предпочтения различных цветов и привлекательность изучения цветов для ребенка, но единого мнения нет по последовательности изучению цветов [8,c.248-249]. Исследование сенсорной памяти различительной чувствительности к цвету у детей школьного возраста, проводил К.В. Бардин (Институт психологии АПН РСФСР, Москва), работа по исследованию посвящена изучению одной из сторон сенсорного развития ребенка восприятия им цвета [9,c.107-116].

Ребенок в процессе изучения цветных геометрических фигур на шахматной доске учиться ориентироваться в пространстве у ребенка начинает работать мышление и память. Процесс обучения постепенно нужно усложнять и уже выборочно просить фигуры, например, найти зеленый треугольник и положить его на белую клетку, найти красный прямоугольник и положить на черную клетку и так далее. Задание можно усложнять в зависимости от того, как ребенок усваивает новый материал, дальше ребенку можно показать и научить расстановку цветных геометрических фигур, по горизонтали, вертикале, диагонали, тем самым ребенок уже осваивает и изучает шахматную доску, как элемент дальнейшего интеллектуального развития. В будущем цветные квадраты и треугольники могут замениться на шахматные фигуры, русские и международные шашки. Когда с ребенком устанавливается последовательность предъявления заданий, также необходимо считаться и с нестойкостью интереса и быстрой утомляемостью ребенка. Нужно задания преподносить ребенку в таком виде, чтобы они выглядели как интересная, привлекательная и постоянно меняющаяся деятельность, которой взрослый интересуется сам. Привлечь внимание ребенка помогает постепенность усложнения заданий, поэтому, несмотря на то, что задания становятся все более трудными, он все же продолжает выполнять их активно. Задания на шахматной доске по изучению цветных геометрических фигур требуют зрительного внимания, поэтому их можно разнообразить изучением цифр и букв алфавита.

В процессе такого необычного сенсорного развития развивается мелкая моторика, речь, пространственное мышление, логика, зрительная память. У ребенка появляется возможность дальнейшего интеллектуального развития уже на другом уровне, как вариант дальнейшие занятия в спортивной школе у тренера по шахматам и шашкам и возможность интегрированного обучения вместе со всеми детьми. Тренеру уже не нужно будет рассказывать, что такое доска для шахмат и шашек, что такое вертикаль, горизонталь, диагональ, ребенок уже будет ориентироваться на шахматной доске, чувствовать себя более уверенно, ни зависимо от его физического или интеллектуального развития.

В самом начале изучения цветных геометрических фигур на шахматной доске очень эффективно использовать маркер и отмечать ребенку каждую клетку в виде точки, это поможет ребенку быстрее ориентироваться и зрительно запоминать, а также поможет немного ускорить длительный процесс обучения.

Таким образом, сенсорное развитие является очень важным элементом в развитии ребенка, так как закладывается основа для будущего развития познавательной деятельности и дальнейшего интеллектуального развития ребенка.

Библиографический список

1.Буторина, М. Хилтунен, Е. Монтессори – материал: Школа для малышей [Текст] / М. Буторина, Е. Хилтунен // Изд-во «Мастер», 1992. - С.4-5.

2. Нищева, Н.В. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы [Текст] / Н.В. Нищева, Л.А. Савелова // Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», - 2011. – 128 с.

3.Васильева, В.С. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Васильева В.С., Кузнецова М.А //Фундаментальная и прикладная наука. - 2017. - № 3 (7). - С. 26-32.

4.Васильева, В.С. Шаг навстречу: тьютерское сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / В.С. Васильева, М.А. Кузнецова, Т.А. Полицковая, Т. В. Абулханова. – Челябинск: Изд-во ЦИЦЕРО, 2017. – 169 с.

5.Ковригина, Ю.П. Особенности внимания детей с задержкой психического развития [Текст] / Ковригина Ю.П., Васильева В.С. // В сборнике: Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей. - 2017. - С. 204-206.

6. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец// Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. – 320 с.

7. Гудониса, В. П. Дефектологический словарь [Текст]/ В. Гудониса, Б.П. Пузанова // М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. – 437 с.

8. Ломов, Б.Ф. Сенсорные и сенсомоторные процессы [Текст] / Б.Ф.Ломов, К.В.Бардин // Развитие цветоразличения в онтогенезе человека. - М., «Педагогика» - 1972. -320 с.

9. Вопросы психологии: шестой год издания [Текст] / Бардин, К.В. // Исследование сенсорной памяти различительной чувствительности к цвету у детей школьного возраста.- Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР. - 1960.- №2 -С.107-116.

Просмотров работы: 122