ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И САМООТНОШЕНИЕ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И САМООТНОШЕНИЕ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПОЛА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Флотский Н.С. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Среди базовых характеристик человека особое место занимает гендерная идентичность. Она в большей степени определяет самосознание индивидуума, его интересы, становление всей системы представлений о себе, своей принадлежности к определенному полу, и, соответственно, особые для мужчин и женщин ценностные ориентации, мотивы, потребности, формы поведения. Сформированность гендерной идентичности влияет на взаимоотношения индивида с окружающими, на психическое здоровье, на уровень семейного благополучия.

Последние десятилетия характеризуются политическими и социальными трансформациями как в России, так и в мире в целом. Возникающие новые социальные ситуации обостряют проблемы самоидентификации женщин и мужчин, заставляют активизировать личностный потенциал каждого индивидуума в аспекте формирования собственной гендерной идентичности. Современному состоянию социума присуще отсутствие строгих моделей полоролевого поведения.

В итоге неизбежно меняется процесс становления гендерной идентичности, являющейся компонентом динамической структуры личности и регулятором адаптационных процессов при освоении новых социальных ролей. Отметим, что адаптивная активность личности напрямую направлена как на социум, так и на внутреннее состояние субъекта. В связи с этим для социальной адаптации и самоадаптации большую роль играет положительное или отрицательное отношение к себе. Самоуважение, ощущение собственной ценности определяет позитивную Я-концепцию. Непринятие себя, ощущение своей неполноценности, негативное отношение личности к себе отражает отрицательная Я-концепция. Данная позиция представлена в работе В.С. Чудновского, А.Ю. Кржечковского, А.А. Можейко [8].

Интересно, что И.С. Кон подчеркивает прямую взаимосвязь отношения человека к себе и его отношения к окружающим: позитивней воспринимает окружающих тот, кто положительно относится к [4]. Личность, характеризующаяся высоким самоуважением, самостоятельностью, малой внушаемостью положительно относится к окружающим. И, наоборот: для субъекта с низким самоуважением, склонностью к психической изоляции, характерно отрицательное отношение к окружающим и стремление утвердить себя за счет окружающих [1].

Одним из показателей того, что личность психологически благополучна, является положительное отношение к себе, что подтверждается данными эмпирических исследований [2,3,5].

В исследовании Н.Ю. Флотской представлены результаты, свидетельствующие о том, гендерная идентичность оказывает влияние на формирование личностного самоотношения субъекта. Автор утверждает, что у представителей мужского и женского пола разных возрастных категорий с недифференцированным (дезадаптивным) типом гендерной идентичности формируется негативное самоотношение, а для представителей с андрогинным (адаптивным) типом гендерной идентичности характерно отсутствие внутриличностных конфликтов и позитивное самопринятие [9].

Цель нашего исследования мы обратились к изучению корреляционных взаимосвязей гендерной идентичности и личностного самоотношения у представителей мужского и женского пола в подростковом возрасте (14-15 лет), поскольку данный возраст является наиболее значимым периодом развития идентичности человека.

Исследование проводилось в городе Архангельске, респондентами явились подростки 14-15 лет (70 девочек и 86 мальчиков).

В ходе проведения эмпирического исследования был использован Тест-опросник С.Р. Пантилеева [7], который позволил выявить у респондентов особенности самоотношения, самопринятия, аутосимпатии, самообвинения, самоинтереса, саморуководства и др. Для изучения типа гендерной идентичности обратились к Анкете половых ролей С. Бем [6].

О типе гендерной идентичности мы судили по соотношению выраженности показателей маскулинности и фемининности (высокие показатели выраженности маскулинности и фемининности свидетельствуют об андрогинном типе гендерной идентичности; высокие показатели маскулинности и низкие показатели выраженности фемининности характерны для маскулинного типа гендерной идентичности, высокие показатели фемининности и низкие показатели маскулинности характеризуют фемининный тип гендерной идентичности и для недифференцированного типа гендерной идентичности характерны низкие показатели выраженности как маскулинности, так и фемининности.

Использование метода корреляционного анализа позволило нам установить у подростков 14-15 лет взаимозависимости между структурными компонентами самоотношения и типами гендерной идентичности.

Результаты исследования. Результаты проведенного исследования, свидетельствующие о корреляционных связях между типами гендерной идентичности и структурными компонентами самоотношения у мальчиков и девочек 14-15 лет, представлены в таблицах 1 и 2.

Результаты проведенного исследования показали, что у мальчиков и девочек 14-15 лет выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между андрогинным типом гендерной идентичности и такими компонентами самоотношения, как саморуководство, самоуверенность и самоценность.

Таблица 1

Корреляционные связи между типами гендерной идентичности и компонентами самоотношения у мальчиков 14-15 лет

Тип

Отк.

СУв

ОС

СР

СЦ

СПр

СПз.

ВК

СО

Маскулинный

 

**

0,61

 

*

0,35

**

0,39

 

**

0,39

   

Фемининный

 

**

-0,65

             

Андрогинный

 

**

0,63

 

**

0,38

**

0,52

 

**

0,46

   

Недифференцированный

 

**

-0,67

*

-0,30

**

-0,38

**

-0,43

 

**

-0,42

   

Примечание: СУв – самоуверенность; СЦ – самоценность; СПр - самопринятие; СПз – самопривязанность; СО – самообвинение, Отк. – открытость; ОС – отр. самоотношение; СР – саморуководство; ВК – внутренние конфликты;

* - р ≤ 0,05; ** - р ≤ 0,001

Таблица 2

Корреляционные связи между типами гендерной идентичности и компонентами самоотношения у девочек 14-15 лет

Тип

Отк.

СУв

ОС

СР

СЦ

СПр

СПз.

ВК

СО

Маскулинный

   

*

0,31

           

Фемининный

 

*

-0,31

             

Андрогинный

 

**

0,41

 

**

0,39

**

0,44

       

Недифференцированный

 

**

-0,59

*

-0,32

 

**

-0,42

       

Примечание: ; СУв – самоуверенность;; СЦ – самоценность; СПр - самопринятие; СПз – самопривязанность; ВК – внутренние конфликты; СО – самообвинение, Отк. – открытость, ОС – отраженное самоотношение; СР – саморуководство.

* - р ≤ 0,05; ** - р ≤ 0,001

Данные результаты позволяют нам судить о том, что подростки с андрогинным типом гендерной идентичности контролируют свои эмоции, эффективно решают жизненные проблемы, уверены в себе, в трудных ситуациях надеются на самих себя. У подростков мужского пола с маскулинным типом гендерной идентичности выявлены положительные корреляционные взаимосвязи с самоуверенностью, отсутствием внутренней конфликтности.У представителей фемининного типа гендерной идентичности, наоборот, установлены отрицательные корреляционные взаимосвязи с самоуверенностью, что свидетельствует о неуверенности подростков в своих силах, в проявлениях зависимости в суждениях и поведении. И у представителей мужского и женского пола 14-15 лет с недифференцированным типом гендерной идентичности установлены отрицательные корреляционные связи с такими компонентами самоотношения как отраженное самоотношение, самоуверенность и самоценность. Анализ полученных результатов показал, что подростки с недифференцированным типом гендерной идентичности не умеют справляться со своими эмоциями, для них характерна внутренняя конфликтность, во всех своих проблемах они обвиняют окружающих людей.

Выводы. Проведенное исследование показало, что подростки с андрогинным типом гендерной идентичности характеризуются самостоятельностью, уверенностью в себе, положительным отношением к окружающим, высоким самоуважением, тогда как представители недифференцированного типа гендерной идентичности не уверены в себе, для них характерны конфликты с собой, чаще такие подростки не умеют справляться с эмоциями и переживаниями, отрицательно относятся к себе и другим людям. Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, позволяют нам сделать вывод, что тип гендерной идентичности определяет самоотношение и адаптационные возможности личности.

Список литературы

  1. Андреева Е.Н. Противоречия в самоотношении и проблемные переживания в подростковом возрасте:автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.Н. Андреева. – СПб., 2003. – 18 с.

  2. Карварсарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карварсарский. – СПб.: Питер, 1998. – 752 с.

  3. Коваленко М.В. Взаимосвязь полоролевой идентичности и невротичности в юношеском возрасте: автореф. дис. … канд. психол. наук / М.В. Коваленко. – М., 2002. – 19 с.

  4. Кон И.С. Какими они видят себя / И.С. Кон. – М.: Знание, 1975. – 93 с.

  5. Мясищев В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. – Л.: ЛГУ, 1960. – 426 с.

  6. Пайнс Э. Практикум по социальной психологии / Э. Пайнс, К. Маслач. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.

  7. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантилеев. – М.: Смысл, 1993. – 32 с.

  8. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением / под ред. В.С. Чудновского, А.Ю. Кржечковского, А.А. Можейко. – Ставрополь: Торба, 1993. – 139 с.

  9. Флотская Н.Ю. Психология половой идентичности: учеб. пособие / Н.Ю. Флотская – Архангельск: Поморский университет, 2009. – 214.

Просмотров работы: 185