В методологии науки модель рассматривается как аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретического образования и т.п. - оригинала модели.
Данный аналог предназначен для хранения и расширения знания (информации) о существующем оригинале, для конструирования, преобразования или управления им. В процессе познания модель является как бы «заместителем» оригинала, причем не только в познании, но и в практике. При этом модель всегда выполняет познавательную роль и выступает в качестве средства объяснения, предсказания и эвристики.
Использование моделей при исследовании объектов познания лежит в основе метода моделирования. Данный метод предполагает построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и конструируемых объектов для определения либо улучшения их характеристик, рационализации способов их построения, управления ими и т.п.
Представляя один из важных путей познания, моделирование имеет ряд особенностей: во-первых, возможность моделирования, т.е. переноса результатов, полученных в ходе построения и исследования моделей, на оригинал, основывается на том, что модель в определенном смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны; во-вторых, моделирование служит не только средством отображения явлений и процессов реальности, но и критерием проверки научных знаний, которая осуществляется непосредственно с помощью установления отношений рассматриваемой модели к другой модели или теории, адекватность которой считается практически обоснованной; в-третьих, моделирование основывается на синтетическом подходе - вычленяет целостные системы и исследует их функционирование, обеспечивая целостность представления информации; в-четвертых, моделирование всегда применяется в совокупности с другими общенаучными и специальными методами, что служит углублению познания.
С позиций формальной логики моделирование представляет совокупность методов для характеристики объектов исследования, нахождения оптимальных средств управления ими, проверки выдвинутых гипотез об оригинале, рационализации способов построения вновь конструируемых объектов.
В педагогических исследованиях моделирование рассматривается как начальный этап педагогического проектирования и определяется как «разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения».
При моделировании процесса подготовки будущих учителей к воспитательной работе мы опирались на принципы и технологию педагогического проектирования, выделенные B.C. Безруковой, что предполагает структурный анализ объекта моделирования с выделением его компонентов, выбор формы моделирования, разработку теоретического, методического и пространственно-временного обеспечения моделирования, выбор системообразующего фактора и установление связей и зависимостей компонентов. Результатом осуществления данных действий явилось создание модели процесса подготовки будущих учителей к воспитательной работе, направленного на объединение в единое целое факторов, способствующих развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Субъектом педагогической деятельности является педагог (преподаватель), а объектом - обучаемый (студент), который, однако, занимает позицию не пассивного, а активного участника учебно-воспитательного процесса, т.к. педагогическое взаимодействие, составляющее основу любого педагогического процесса, строится не на субъект - объектных, а на субъект - субъектных отношениях.
Исходя из общей цели подготовки - формирования готовности будущих учителей к воспитательной работе и структуры понятия «готовность», мы условно разделяем всю совокупность условий на две группы:
1.Условия, способствующие формированию нравственно-психологического аспекта готовности.
2.Условия, содействующие формированию праксиологического аспекта готовности.
Учет конкретного пространства и времени при моделировании педагогического процесса имеет решающее значение, т.к. реализация разрабатываемой модели обусловлена особенностями региональных, местных условий, спецификой учебного заведения, конкретной педагогической среды. В полной мере это относится и к моделированию процесса подготовки будущих учителей к воспитательной работе, где определение соотношения общего, единичного и особенного является необходимым условием его эффективности. Мы исходили из региональных и местных условий, возможностей конкретного педагогического вуза (Дагестанского государственного педагогического университета) и его связей с различными учебно-воспитательными учреждениями, наличия необходимых педагогических кадров, кабинетов и пр.
При моделировании процесса подготовки будущих учителей к воспитательной работе мы исходили из сущности понятия «воспитательная работа» и ее роли в формировании личности и развитии общества, из необходимости формирования у подрастающего поколения активной жизненной позиции. Необходимость разработки модели процесса формирования готовности будущих учителей к воспитательной работе обусловлена потребностями современного общества в активизации воспитания подрастающего поколения, а также в повышении качества и эффективности подготовки специалистов-педагогов в условиях кардинальных изменений во всех сферах жизни общества.
В процессе моделирования воспитательной работы следует учитывать особенности данного вида педагогической деятельности.
Так, особенностью процесса воспитания является то, что в решении его задач участвуют не только специально подготовленные люди, педагоги, но и все общество в целом. А это означает, что учитель должен уметь использовать воспитательные возможности семьи, неформальных объединений и пр. для обеспечения влияния на учащихся вне рамок организуемой школой деятельности, что обусловливает такую особенность подготовки будущих учителей к воспитательной работе, как вооружение их необходимыми знаниями, умениями и навыками для анализа воспитательного потенциала различных объективных и субъективных факторов, использования положительных и нейтрализации негативных, влияющих на воспитание молодых людей.
Особое значение в осуществлении воспитания имеет субъективный фактор, означающий, что в процессе подготовки будущих учителей необходимо уделять особое внимание формированию личности самого педагога, развитию его профессиональных и личностных качеств и одновременно нацеливать студентов на учет и развитие склонностей, интересов, способностей воспитуемых, что определяется психологическими особенностями восприятия, запоминания, проявления чувств и поведения воспитанников определенного возраста и уровня подготовки.
Еще одной особенностью подготовки будущих учителей к воспитательной работе с учащимися является то, что она выступает в роли «промежуточного» звена в процессе воспитания подрастающего поколения. При организации подготовки студентов педвуза к воспитательной работе важным является обеспечение их адекватными знаниями, умениями и навыками педагогической деятельности; формирование у них интереса к воспитательной работе. Лишь при условии достижения высокой результативности процесса подготовки закладываются основы успешного решения задач воспитания учащихся в последующей, самостоятельной педагогической деятельности выпускников вуза.
Таким образом, подготовка студентов к воспитательной работе представляет собой неотъемлемый, но относительно самостоятельный элемент подсистемы психолого-педагогической подготовки в общей системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, органически связанный с подготовкой к различным направлениям воспитательной работы и к осуществлению учебно-воспитательной работы в целом.
Анализ подготовки будущих педагогов к воспитательной работе позволяет рассматривать ее как процесс обучения студентов в системе учебных занятий и педагогической практики и результат, характеризующийся определенным уровнем сформированности знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления соответствующей учебно-воспитательной работы.
Сущностью этой подготовки как специально организуемой и сознательно осуществляемой деятельности является освоение студентами общественно-педагогического опыта по воспитанию подрастающего поколения, усвоение соответствующих знаний, формирование умений и навыков на основе активной деятельности.
В современных условиях подготовка будущих учителей к воспитательной работе имеет ряд особенностей, обусловленных демократизацией общества, деполитизацией школы, расширением гласности и увеличением потока информации, сложностью социально-экономических преобразований, повышением значимости субъективного фактора.
Список литературы:
Демакова И.Д. С верою в ученика: Особенности воспитательной работы классного руководителя: Кн. для учителя: из опыта работы – М. 1989. – С. 205.
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. - М.: Новая школа, 1996. - 160с.
Кравцова Л.А.Экспериментальное моделирование процесса формирования готовности будущего учителя к воспитательной работе // Сибирский педагогический журнал. - 2007- № 14. С. 257-262.