НУЖНА ЛИ КОНКУРЕНЦИЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СРЕДИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ? - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

НУЖНА ЛИ КОНКУРЕНЦИЯ В НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СРЕДИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ?

Яхшибекова Х.И. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из приоритетов развития образования в России является формирование и развитие условий для конкуренции в научно-образовательной сфере. В современном обществе высоко ценится информация и знания и способность их передавать. Поэтому в современном образовательном пространстве не последнюю роль играют преподаватели и их профессиональные качества.

Современная образовательная среда должна реагировать на изменения в обществе. Образование нуждается в педагоге, способном быстро и без ущерба педагогическому процессу перестроиться. «Поэтому подготовка специалистов, способных к профессиональной мобильности является одной из главных проблем современного профессионального образования» [цит. по: Кашлач, 2010, С.28-34].

На сегодняшний день ученые установили, что конкуренция в образовательном пространстве бывает двух видов: добросовестная (соревновательная, честное ведение борьбы) и недобросовестная (хищническая, ведение борьбы нечестными способами). Много данным вопросом в своих трудах занимался А.Н. Поддьяков.

Недобросовестная конкуренция является малоизученным феноменом современного образования. Основными методами, которой А.Н. Поддьяков выделяет противодействие обучению и троянское обучение.

Сегодня в научной литературе описано большое количество примеров недобросовестной конкуренции. Так, к помехам учебной деятельности относится охрана секретов. Ярким примером является исследование Б.А. Ясько и Т.А. Шалюгиной. Авторы провели опрос среди преподавателей, где выяснили их отношение к выполнению «Учебно-методических комплексов» преподаваемых дисциплин, в которые включаются материалы, представляющие несомненную «рыночную» ценность: конспекты лекций, разработки практических занятий и т.д. – все то, что является предметом исключительно интеллектуальной собственности профессионала. Молодые преподаватели (71,4%) положительно относятся к раскрытию материалов лекций, считают это хорошим способом перенять опыт старших коллег. Из опытных преподавателей 16 выразили категорическое непринятие требования затраты времени, усилий на выполнение формального документа, считая это непродуктивной потерей дорогого рабочего времени профессора (доцента) [Ясько, Шалюгина, 2009].

Современные исследователи установили, что в обществе меняется позиция преподавателя от учителя до менеджера, продающего знания, что является аморальным примером. «Популярное заблуждение – дело зачастую более выгодное, чем непопулярная правда. Мыслящий экономическими категориями гуманитарий должен “выбрасывать на рынок” теории, которые пойдут нарасхват, потому что отвечают вкусу публики» [цит. по: Ценпфенниг, 2002].

Не только компании-аферисты пользуются «троянским обучением со злым умыслом», но и именитые преподаватели учебных учреждений. Многие преподаватели ведут несколько курсов; один является обязательным предметом учебного заведения, а другой курс по желанию является платным. Часто преподаватель строит программу дисциплины таким образом, что без посещения платного курса невозможно понять предмет и потом сдать его на сессии [Жемерикина, 2014, с. 12].

В ряде случаев это противодействие – вовсе не основная цель, а один из инструментов конкурентной борьбы» [цит. по: Поддьяков, 2006, с. 101]. Иногда помехи обучающей деятельности создают косвенные участники образовательного процесса: создатели учебников, методичек, рабочих тетрадей, которые допускают в учебную литературу плохо разработанные темы. Как отмечает В.Д. Шадриков, «издатели часто не выпускают новые учебники, чтобы избежать падения продаж уже известных изданий» [цит. по: Булгакова, 2001]. Успешные преподаватели вуза неохотно дают свои планы работы и конспекты лекций молодым специалистам и менее успешным коллегам. «Они готовы выкладывать только неактуальные для них самих материалы и только тогда, когда они сами посчитают это возможным» [Кузьминов, 2005].

Таким образом, в современном научно-образовательном пространстве правильно формировать и развивать положительную конкуренцию среди преподавателей необходимо, так как это повлечет за собой улучшение качества образования и способствует полноценному развитию педагога. На данный момент руководство вузов может только одним способом формировать положительную конкуренцию - это аттестация работников.

Аттестацию можно классифицировать по различным основаниям.

Так, в зависимости от органа, установившего аттестацию, следует различать:

1) аттестацию, проводимую в случаях, установленных законодательством (обязательная);

2) в случаях» предусмотренных локальным нормативным актом (аттестация по инициативе работодателя) [Чочуа, 2010, с. 5]

В современной аттестации педагогических работников можно выделить явные и скрытые цели.

К явным целям аттестации можно отнести:

а) объективную оценку результатов деятельности работнику и установление соответствия его занимаемой должности;

б) выявление кандидатур в резерв руководящих кадров;

в) определение необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки работников.

И в конечном итоге аттестация проводит к принятию решения о сохранении за работником прежней должности, продвижении его по служебной лестнице, обучении или увольнении в случае признания комиссией его квалификации не соответствующей занимаемой должности.

К латентным целям аттестации можно отнести:

а) придание коллективу дополнительного стимула для улучшения работы (назначение по итогом аттестации премий, грамот, закупка оборудования и т.д.);

б) выявление скрытых недостатков подготовку обучения и повышения квалификации работников в организации;

в) проверку правильности проводимой кадровой политики в организации и др.

Недопустимо, чтобы латентной (скрытой) целью аттестации была расправа с неугодными работниками. Результаты аттестации используются работодателем для выявления перспективных, творчески мыслящих" и инициативных работников для включения их в кадровый резерв, для повышения (понижения) работников в классном звании и квалификационной категории, повышения (понижения) должностного оклада, установления, изменения или отмены надбавок к должностным окладам, повышения в должности или освобождения от нее в установленном законом порядке в случае, если работник признан по итогам аттестации не соответствующим занимаемой должности [Чочуа, 2010, с. 6].

Таким образом, положительная конкуренция среди преподавателей и аттестация способствуют развитию в современном обществе высококвалифицированного педагога.

Список литературы:

  1. Кузьминов Я. Первоочередная задача – реформа интеллектуальных секретов экономики //Отечественный записки. 2005.№1 (22). 18 августа (эл. Ресурс

  2. Поддьяков А.Н. Парадигмы образований. –М.: ПЕР СЭ, 2006 – 230 с.

  3. Чочуа Г.Г. Правовые проблемы аттестации работников в условиях рынка труда: автореферат дис. ... кандидата юридических наук - Москва, 2010.-27 с.

Просмотров работы: 91