ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Алиомарова П.Д. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одним из главных условий адаптации человека к рыночному типу экономических отношений, является наличие комплекса знаний, умений, навыков и личностных характеристик, объединяемых понятием «экономическая культура» [5, с.6.].

В настоящее время культура рассматривается как межпредметная категория, которая изучается с позиций разных отраслей научного знания: философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики. Современная наука дает достаточно исчерпывающий анализ эволюции данного понятия [3, 12].

Из всех составляющих компонентов предметом нашего изучения является экономическая культура.

Проблемы экономического развития общества изучались учеными, рассматривающими взаимосвязь экономической культуры с экономическим обучением и воспитанием. Именно в процессе образования человек усваивает социокультурный опыт, происходит овладение знаниями, умениями, навыками, ценностными ориентациями, определенными нормами поведения.

В процессе экономического образования реализуется такая его задача, как формирование элементов экономической культуры технологической подготовки каждого человека, социальных групп и их совокупностей и, как следствие, повышение уровня экономической культуры современного общества, что является основополагающим моментом во многих отраслях современной рациональной жизнедеятельности людей.

По мнению ряда ученых, экономическая культура является более широким понятием, чем экономическое образование, т.к. она охватывает не только уровень образованности, но и культурный пласт, социально-ценностное отношение человека к окружающему миру, систему ценностных установок, предполагает ответственность человека за свою деятельность [5, 16].

Экономическая образованность является необходимой составляющей культурного облика человека и предпосылкой успешной работы практически во всех сферах и отраслях. Уровень экономической образованности человека определяется уровнем развития экономической культуры. Экономическая культура, в свою очередь, является основным показателем результативности экономического образования, которое выступает в качестве основного механизма формирования экономической культуры.

Достижение высоких результатов экономического образования напрямую зависит от качества подготовки осуществляющих его педагогов. Такая подготовка не должна ограничиваться, разрозненными спонтанно возникающими мероприятиями. Необходима целостная, гибкая система теоретической и практической подготовки [6, 15].

Совокупность экономического воспитания и обучения, по мнению ученых, составляет основу экономической подготовки. Подчинение своей деятельности требованиям рациональной организации, стремление к эффективному применению своих возможностей с целью улучшения материального и духовного благосостояния общества, характеризует человека, овладевшего экономической культурой.

Экономическая сфера деятельности человека не может функционировать без учета таких явлений, как экономическая культура личности и общества.

Экономическая культура общества зависит от развития деятельности членов общества и характеризуется уровнем развития материально-технической базы, производительными силами и экономическими связями.

Содержание понятия экономической культуры личности раскрывается в трудах А.Ф. Аменда, К.А. Балашова, Н.М. Загвязинской, Т.Е. Сергеевой, А.С. Степунова, А.А. Сысоевой, Т.В. Филипповской и др.

Экономическая культура личности выступает качественной характеристикой, показывающей уровень экономических знаний, умений и навыков хозяйствования, степень реализации способностей и возможностей человека в экономической сфере общества.

Возрастание роли экономической культуры отдельной личности связано с возрастанием роли человеческого фактора. Данный вид культуры, являясь одной из составляющих общей культуры общества, представляет собой сложное слияние культуры и экономики. Она проявляется через мир экономических отношений, которые складываются между отдельными людьми или группами лиц. Экономические отношения в современном мире пронизывают все сферы жизни человека и сопутствуют ему на протяжении всей жизни. Поэтому экономическая культура личности является предметом исследования не только экономических наук, но и многих других.

Философами она определяется через экономиче­скую культуру общества, а именно, «как единство экономических знаний, убе­ждений и творческой практической деятельности в экономической сфере; как процесс развития возможностей человека» [2,75].

Социологи определяют экономическую культуру как посредника «между комплексом политико-правовых, экономических и других условий той или иной страны и поведением субъектов ее экономики». Ими [4,110] выде­ляется пять главных черт экономической культуры, в которых отражается тес­ная связь между культурой общества и личности, это:

1) связь с экономической деятельностью людей;

2) элемент сознания и связанные с экономической деятельностью пред­почтения, ожидания, планы, мотивы поведения;

3) проявление экономической культуры в пространстве экономических отношений;

4) связь с правом и нравственностью;

5) устойчивые стереотипы сознания.

Педагоги определяют экономическую культуру как совокупность экономических знаний, взглядов, убеждений, исторического опыта и традиций, умений применять экономические знания в практической деятельности.

Ряд исследователей отмечает, что экономическая деятельность обеспечивается бережным использованием материальных ценностей и рациональным ведением производства, т.е. акцент делается на экономически значимые качества личности.

Экономический образ мышления применяется на протяжении всей осознанной жизни человека в большинстве принимаемых им решений и их реализации. Если экономический образ мышления необходим современному человеку для обеспечения его нормальной хозяйственной деятельности, комфортного существования в обществе и взаимодействия с окружающими его людьми, максимального удовлетворения существующих у него потребностей, то система образования обязана обеспечить ему возможность овладения основными приемами экономического образа мышления.

При овладении принципами и методами экономического образа мышления, человек начинает принимать более рациональные решения, оценивать и использовать имеющиеся у него ресурсы более эффективно, то есть он начинает более грамотно вести свою профессиональную, трудовую деятельность.

Наличие профессиональной экономической культуры как составного элемента общей экономической культуры личности приводит к появлению совокупности знаний, свойств, качеств, ценностных ориентаций, позволяющих человеку успешно осваивать профессиональную экономическую культуру общества, вызывая, тем самым, необходимость выделения базовой профессионально-личностной экономической культуры и собственно профессионально-личностной экономической культуры [2,18].

Процесс становления человека как социального существа идет под воздействием множества факторов, в том числе социальных, экономических, психологических и других.

И.В. Брызгалов определяет экономическую культуру человека как личностное образование, включающее в себя совокупность экономических знаний, экономическое сознание, экономический опыт, экономическое мышление и их нравственную реализацию в экономической деятельности, в процессе усвоения экономической культуры общества и ее созидания. Стадийность и этапность формирования экономической культуры основывается на идее непрерывного и многоступенчатого профессионального образования [2,17].

Необходимость формирования экономической культуры школьников актуализируется еще и тем обстоятельством, что экономическое образование должно быть построено на принципах опережения происходящих в обществе процессов.

Целью экономического образования школьников должно явиться формирование современного экономического мышления, представляющего сплав познания устройства экономической действительности, осознания своего места в ней, усвоение норм цивилизованного экономического поведения, экономической культуры, выработка навыков соответствующей экономической деятельности и на ее основе – формирование экономической культуры человека как основы целесообразной адаптации человека к социально-экономическим условиям.

Цель экономического образования определяет его основные задачи:

- в сфере обучения - освоение учащимися основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования и развития, умений экономической (трудовой, предпринимательской) деятельности;

- в сфере самосознания - осмысление своего индивидуального экономического потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;

- в сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики, постоянной потребности в экономическом знании, стремления к цивилизованному предпринимательству, что должно стать средством социальной защиты, облегчить решение проблемы занятости молодых людей, их адаптации к рынку.

В соответствии с уровнем приобретаемых знаний, умений и навыков выделяются три направления экономического образования: программы в общеобразовательных школах, в профильных экономических классах (общеобразовательных школ) и экономических лицеях.

Списоклитературы:

  1. Ангелова Б.П. Экономическая культура и трудовая активность личности: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1993. -С. 23.

  2. Брызгалов И.В. Педагогическая система формирования базовой экономической культуры личности: Автореф. дисс. …д.п.н. – Майком, 2010. – С.59

  3. Джамиева М.С. Формирование правовой культуры педагога детского дома: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Махачкала, 2010, - С. 21

  4. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Новосибирск: Наука, 1991. -С. 110-111.

  5. Савина Е.В. Формирование базисных элементов экономической культуры младших школьников в учебном процессе: Автореф. дисс. …канд.пед.наук. – Челябинск, 1999. – С.24

  6. Фридман С.О.Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию экономической культуры младших школьников: Автореф. дисс. …канд.пед.наук. – Москва, 2008. – С.25

Просмотров работы: 2100