ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ

Алиева Х.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в условиях российской военной реформы повышаются требования к уровню профессиональной подготовки офицерских кадров на всех этапах военно-профессионального обучения. Реализация психологических основ управления и оптимизации учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе – это одно из перспективных направлений в решении стоящих в этой связи задач. Основной целью психолого-педагогического сопровождения кадет является социально-психологическая адаптация целостной личности кадета, которая направлена на овладение учебной программы, развитие эмоционально-волевых и коммуникативных способностей, что необходимы для адаптации к регламенту военной службы, физическим и нравственным перегрузкам, условиям жизни и деятельности в воинском коллективе. Обучение в кадетском корпусе является первым шагом подростка по вступлению в профессию офицера, поэтому важным условием организации ценностной направленности педагогического процесса в кадетском корпусе является специфический процесс адаптации кадет к новым социальным условиям.

Учеба в кадетском корпусе является новым этапом в жизни 10-летних мальчиков, годных по состоянию здоровья к обучению в военных училищах и заявивших о своем намерении стать офицерами. Подобные условия зачисления в кадетский корпус выделяют абитуриентов из общей массы подростков. Подростки оказываются в новых, непривычных социальных условиях: учёба в закрытом образовательном учреждении-интернате, перемена места жительства, отгораживание от семьи, переход к самообслуживанию, изменение питания, жизнь в новом коллективе и по воинскому уставу.

После поступления в учебное заведение воздействие мегафакторов (космос, планета, мировое сообщество) и макрофакторов (этнос, страна, государство) на их социальное формирование остается неизменным, а мезофакторы (демографические условия, принадлежность к социальной группе, классу, субкультуре) подвергаются изменению. Иными словами подросток должен пройти процесс социализации.

Само понятие «социализация» - это процесс становления социальных качеств личности, что имеет две основные фазы (социальную адаптацию и интериоризацию). В ходе первой человек адаптируется к новым для себя социальным условиям. В следствии второй происходит овладение и принятие выработанных группой норм, ценностей, представлений и стереотипов.

Социально-психологическая адаптация позволяет человеку интегрироваться в группу и является необходимым условием и средством оптимизации взаимодействия человека и социальной среды, а также становится способом передачи и сохранения социального опыта. Говоря иначе, прежде чем стать полноправным членом группы, утвердиться как личность и добиться нужного статуса, подросток должен приспособиться к новой для него военной среде. Адаптация при этом является особым видом социального поведения, особым видом деятельности подростка как члена военно-социальной среды, что характеризуется: освоением норм, ценностей, условий новой социальной среды; включением в сложившиеся формы взаимодействия (формальные, неформальные); решением типичных задач с помощью использования принятых способов поведения; овладением понятными, сложившимися формами предметной, учебно-профессиональной деятельности.

Первичная адаптация - это процессы, которые связаны со значительным социальным перемещением и с резкими изменениями элементов системы «личность – окружающая социальная среда». К ним относятся: адаптация к другой социокультурной, национальной, профессиональной среде (при переезде из отдаленного гарнизона в крупный город, уход из обычной школы и поступление в кадетский корпус).

Вторичная адаптация – это процессы, которые связаны с небольшими изменениями социальных условий или изменениями социального положения кадета. Приспособление к новым правовым условиям жизни (подчинение Уставам Вооруженных Сил), служебно-организационным условиям деятельности (система нарядов, дежурств по комнате), адаптация к новым членам коллектива (новые учителя) представляют собой суть вторичной адаптации.

Результатом адаптации является достигнутое равновесие в системе «кадет – социальная среда». Набор индивидуальных, социальных, психологических и физиологических качеств у всех кадетов различен. При поступлении в корпус возникает «адаптационная ситуация», т.е. противоречие между подготовленностью, желаниями подростка и ожиданиями среды, требованиями новых ролей. В процессе адаптации противоречие разрешается, система приходит в состояние равновесия. В том случае, если противоречие не разрешается, углубляется нестабильность, нарастают и укрепляются дезадаптационные явления. Равновесие системы зависит от того, насколько успешно кадеты и весь коллектив кадетского корпуса в целом осуществляют своё предназначение.

Микрофакторы (семья, учебное заведение, группы сверстников), детерминирующие социальное развитие личности при поступлении подростка в кадетский корпус практически всегда изменяются. Педагогический аспект социализации проявляется, в первую очередь, на уровне микрофакторов.

Важное условие для организации воспитательного процесса - это наличие и состав референтной группы подростка. Состав референтной группы воспитанника кадетского корпуса специфичен. Самыми крупными группами, от которых психологически зависим кадет и которые оказывают существенное влияние на его индивидуальное развитие, формирование ценностных ориентаций, являются: семья, группа сверстников, группа офицеров-педагогов. От взаимодействия этих групп между собой и их приоритета во взаимоотношениях с подростком значительной степени зависит успешность его социализации, самоопределение и течение последующей жизни.

Самым существенным и влиятельным фактором социализации кадета остается родительская семья. Известно, что для ребенка родители одновременно являются: источником эмоционального тепла и поддержки, без которых он чувствует себя беззащитным и беспомощным; властью, распорядителем благ, наказаний и поощрений; образцом для подражания, олицетворением лучших человеческих качеств; старшими друзьями и советчиками, которым можно доверить всё. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка имеет влияние и вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого влияния накапливается с возрастом.

Практически не существует ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, не зависящего от их семейных условий.

Существенное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями. Чрезмерность требований-обязанностей в семьях очень велика, непомерна, не соответствует возможностям подростка и не только не содействует полноценному развитию личности, а, наоборот, представляет риск психотравматизации. В тоже время строгость наказаний за нарушение этих требований минимальна. Родители сомневаются в результативности санкций и рассчитывают на поощрения.

Ещё одним из факторов социализации кадет является общение со сверстниками. Это специфический вид деятельности, межличностных отношений и своеобразный вид эмоционального контакта, который обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Группа кадет довольно серьезно воспринимается взрослыми, и принадлежность к ней служит определенным знаком качества в нашем обществе. Влияние группы сверстников на социализацию подростка происходит посредством определенных психологических механизмов, к которым относятся научение, подражание, заражение и идентификация. В условиях кадетского корпуса, где подросток 24 часа в сутки находится в группе сверстников, перечисленные психологические механизмы функционируют с повышенной скоростью и эффективностью. В условиях кадетского корпуса влияние группы сверстников на процесс социализации подростка имеет огромное значение.

Существует еще один фактор социализации подростков в кадетском корпусе – это военная среда, которая способствует формированию кастовых признаков. Специфическая, сравнительно замкнутая социально профессиональная группа, представленная в кадетском корпусе офицерами-воспитателями, преподавателями, командирами - одна из самых значимых в жизни кадета. По приказу министра обороны на службу в учебные заведения назначаются только военнослужащие, что имеют за плечами опыт службы в войсковых частях. Этот опыт делает их «носителями» ценностей офицерского корпуса, и постоянное общение подростка с ними играет большую роль в формировании у него интереса к армии.

Важное значение имеют эмоциональный тон взаимоотношений и преобладающий в подразделении тип контроля и дисциплины. Соответственно ему выбираются и основные средства воспитания: от внимания и поощрения до строгости и наказания. Способы контроля со стороны взрослых в кадетском корпусе различны: одни предпочитают видеть подростка высокоактивным, самостоятельным и инициативным, другие - пассивным, зависимым и послушным.

Как правило, преподаватели воспринимаются юношами более жесткими и авторитарными, чем непосредственные командиры. Общий стиль воспитания в кадетском корпусе достаточно компромиссный.

Таким образом, мезофакторы социализации подростков в условиях кадетского корпуса частично, а микрофакторы значительно отличаются. Особенности социализации заключаются, прежде всего, в том, что образовательный процесс происходит в армейской среде. Вследствие этого состав референтной группы кадета качественно иной, чем у обычного школьника. Удельный вес военнослужащих в ней, отношение к кадетскому корпусу, профессии офицера, военной службе других значимых лиц оказывает влияние на становление ценностного отношения к армии у подростка.

Список литературы:

  1. Аптыкова Т. П., Дмитриева Л. В. и др. Как вырастить кадета (методический материал по работе с кадетами МЧС) // ОБЖ - 2007 –№ 11.

  2. Долгая Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Долгая Наталья Александровна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»].- Махачкала, 2012.

  3. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

  4. Степанов М. И. и др. Современное кадетское традиционное образование: сравнительный медико-социальный анализ // Вестник образования. - 2005. - №20

Просмотров работы: 108