ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ КАК УСЛОВИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Абдуллаев С.Ш. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности. Сказывается действие трех глобальных тенденций:

-усиливается мировая тенденция динамизма социальных процессов, которая способствует становлению нового типа общества, ориен­тирующегося главным образом, на будущее.

-идет мучительное преодоление тоталитаризма на социально-политическом и мировоззренческом уровнях, осознание значимости национальных и общечеловеческих ценностей, культуры как предметно содержательного и предметно - деятельностного контекста формирования личности.

-дает о себе знать акцентирование значимости индивидуально личностного начала в формировании личности. В качестве цели определятся воспитание способности личности к жизненному самоопределению, выработка у нее навыков «социального самовыстраивания», самовоспитания.

Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности [1].

В современном обществе отрицательными факторами социализации являются социально - экономическая и политическая нестабильность в обществе, межнациональные противоречия, которые сопровождаются крутой ломкой сложившихся за предыдущие годы духовных ценностей. Их воздействие приводит к отчуждению молодежи от общества взрослых. Значительная часть молодежи негативно относится к понятию гражданского долга, различным видам общественной деятельности.

Как отмечается в Концепции воспитания учащейся молодежи, более половины молодых людей не рассматривают образование как жизненную ценность. В условиях, когда негативных факторов социализации стало больше, когда социальная среда, в которой растут дети не благоприятствует формированию и развитию необходимых качеств личности, важнейшей задачей воспитания подрастающих поколений нужно признать компенсацию того, что отнимается негативными следствиями социализации, формирование у воспитываемых таких качеств, которые позволили бы преодолеть или ослабить негативное влияние факторов социализации.

Одной из главных задач воспитания в этих условиях является побуждение воспитанников к активной и целенаправленной работе над собственным духовным ростом, формирование целеустремленности, настойчивости, воли, характера.

Для сохранения учащейся молодежи как дееспособной части общества, готовой в его возрождению, особое значение имеет следующие задачи, на реализации которых следует сосредоточить усилия всех социальных институтов общества, причастных к воспитанию молодежи:

- философско-мировоззренческая подготовка молодежи, помощь ей в определении смысла жизни в условиях радикальных социально-экономи­ческих изменении, новых форм хозяйствования;

- формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения, .культивирование интеллигентности как высокой меры воспитанности;

- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, подростка, юноши, реализация их склонностей и способностей в разнообразных, сферах человеческой деятельности и общения;

- развитие внутренней свободы, способности к объективной оценке, самооценке и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и способности к рефлексии;

- воспитание уважения в закону, нормам совместной жизни, развитие гражданской и социальной ответственности как важнейшей черты личности, проявляющейся в заботе о благополучии своей страны, сохранения человеческой цивилизации;

- воспитание положительного отношения к труду как высшее ценности в жизни, развитие потребности в творческом труде, воспитание социальной активности, предприимчивости, деловитости, честности и ответственности в деловых отношениях;

- воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, способности быть хорошим членом своего коллектива, хорошим семьянином Какие бы задачи не стояли перед человеком или обществом, все они в значительной мере определяются характером человеческих отношений, умением жить вместе, разделять общие ценности, нормы поведения, идти на компромиссы в решении конфликтных ситуаций. В решении этих проблем огромное значение имеет личность, анализ особенностей ее формирования в современном обществе.

В этой связи актуальной представляется задача изучения проблемы социализации подрастающего поколения, не только как процессуальной характеристики (И.С. Кон, А.В. Мудрик, Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Э. Эриксон и др.), но и с точки зрения достигаемых результатов, когда в центре исследования оказываются социально-психологические и личностные особенности субъекта социализации, обеспечивающие ему полноценное развитие в обществе (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Божович, C.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.) [5].

В психолого-педагогической литературе накоплен ряд исследований, посвященных изучению проблемы становления социальной зрелости личности на различных возрастных этапах (К.А. Абульханова-Славская, B.C. Мухина, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон и другие). Отмечается, что младший школьный возраст является сензитивным для возникновения, становления таких новообразований, как формирование «Образа Я», «Я-концепции» (Р. Берне, И.С. Кон и другие); картины мира (Т. Шибутани); возникновение «универсальной ценности» (Н.И. Непомнящая); появление рефлексивного мышления, «открытие Я» (В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман). Для детей этого возраста лет характерно появление в самосознании целей и перспектив жизни (Э. Эриксон); становление социальной зрелости (А.А. Гудзовская); овладение социальным опытом (Н.Ф. Голованова); возникновение общественных мотивов (Я.Л. Коломинский) и другие. Период поступления в школу является первой обязательной ситуацией, где общество предъявляет ряд требований к социальной зрелости ребенка младшего школьного возраста (Л.И. Божович, Р.В. Овчарова и другие) [12].

Таким образом, младший школьный возраст рассматривается в психолого-педагогической теории как важнейший возрастной этап становления личности, как этап формирования предпосылок дальнейшего социального и личностного развития, которые, по мнению А. Валлона, впоследствии оказываются богаче их реализации.

В последнее время в теории и практике отечественного образования акцентируются возможности новых образовательных технологий, в частности педагогического взаимодействия (Е.А. Александрова, М.В. Алешина, Т.В. Анохина, О.С. Газман, О.М. Кодатенко, И.Б. Котова, Г.И. Рогалева, Г.Ю. Ульянова, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.), под которой понимается «педагогическая деятельность, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей» [6].

По мнению Н.Б. Крыловой, «педагогическое взаимодействие относится к иной культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, деятельностном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка». Педагогическое взаимодействие как образовательная технология выступает культуросообразным, гуманным методом воспитания и самовоспитания личности в современных условиях.

Одной из основных функций педагогического взаимодействия является помощь ученику в становлении его как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации. Обращение к проблеме формирования социальной позиции младших школьников, сегодня продиктовано: -необходимостью рассмотрения процесса социализации не как внешнего соответствия социальным требованиям, а как процесса взаимодействия и развития социально и индивидуально значимых качеств личности, обеспечивающих субъекту развития и саморазвития успешное функционирование в обществе;

-возросшей в настоящее время значимостью социальных и личностных предпосылок развития младшего школьного возраста.

Актуальность исследования также усиливается следующими противоречиями:

- новыми требованиями жизни и действующей системой педагогического взаимодействия семьи и школы;

- системой воспитания в школе и семье, и требованиями современных общепринятых норм к социализации личности.

Изучение данной проблемы идет от узкого ее рассмотрения (оказание реальной помощи ученикам, учителям, родителям), до более широкого - как принцип жизни образовательного учреждения, как создание условий для развития и саморазвития каждого участника образовательного пространства.

Школа - как открытая среда, должна быть средой взаимодействия всех участников образовательного процесса; причем каждый из них является субъектом саморазвития, самоценной личностью.

Необходимо ежегодно соотносить социализирующие функции школы с особенностями современной социализации подрастающего поколения для их будущего полноценного функционирования в обществе.

Представляется желательным активизировать педагогический коллектив школы к освоению и использованию инновационных педагогических технологий, в частности технологии педагогического взаимодействия как актуальной и культуросообразной технологии современного образования.

При реализации комплексного, личностно - ориентированного и системного подходов к технологии педагогического взаимодействия не обязательно вводить в структуру школьного коллектива дополнительные единицы. Деятельность педагога, объединяющая в себе неразрывные функции обучения и воспитания, может обеспечивать полноценное функционирование технологии педагогического взаимодействия, которое должна быть гармонично вплетена во всю его профессиональную деятельность, стать чертой его индивидуального стиля деятельности.

Деятельность преподавателя начальных классов должна быть гармонично направлена на реализацию учебных и воспитательных задач. Учителю необходимо воспринимать ученика начальных классов как саморазвивающуюся личность, имеющую право на ошибки, незнание, заблуждение; на право полноценного проживания всех событий своей собственной жизни - как радостных, так и печальных.

Позиция учителя должна соответствовать позиции наставника, консультанта, фасилитатора, партнера по общению и взаимодействию, партнера общего проживания событийного времени всего пребывания ребенка в начальной школе.

Преподавателю начальной школы необходимо рассматривать взаимодействия с родителями как консультирующие, партнерские, проявляющиеся в заинтересованности обеих сторон в позитивных изменениях в личности младшего школьника.

Учителю - как открытой системе, «самообновляющейся» системе, рекомендуется постоянно обновлять репертуар своих воспитательных и методических приемов, отрабатывать в педагогическом процессе новые образовательные технологии.

Поддерживающая деятельность в качестве технологии, либо шире системы, должна быть направлена не только на оказание оперативной помощи и поддержки, но также на поддержку всего того положительного, что существует в каждом младшем школьнике. Помощь, поддержка и взаимодействие на жизнедеятельность младшего школьника может быть индивидуальной, групповой, коллективной, дифференцированной (в зависимости от уровня социального и индивидуального развития школьников).

В качестве конкретных рекомендаций в области формирования социальной позиции, как условия социализации младших школьников можно выделить следующие:

1. Активизация познавательного интереса, поддержка положительного отношения к учебной деятельности.

2. Развитие способов овладения учебным материалом; навыков самостоятельного добывания знаний.

3. Дифференцированный подход к процессу обучения.

4. Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями) с ориентацией на ненасильственную модель поведения.

5. Поддержка положительного статуса ученика в группе сверстников.

6. В процессе педагогической деятельности акцентировать особенности системы общения, связанной с личными качествами учащихся, а не только системы отношений, складывающихся в процессе учебной деятельности и непосредственной внеурочной деятельности.

7. Ученик должен быть полноправно включен в проживание, оценивание, рефлексирование своей жизнедеятельности.

8. Ученику должна быть предоставлена возможность выстраивания своей индивидуальной перспективы и жизненного планирования.

9. При оценивании учащихся учитель должен давать развернутую характеристику его личности, тех или иных его качеств и способностей.

Рекомендации родителям учащихся начальной школы.

- Родителям учащихся необходимо осознать, что они являются полноценными участниками образовательного процесса в школе.

- В общении с учителями необходимо рассматривать их как консультантов и партнеров по общему делу воспитания ребенка.

- Родители, как первичные и ближайшие люди в социализации должны постоянно контролировать уровень своего культурного, образовательного, морально-нравственного развития, а также уровень своей семьи как первичной социализирующей группы ребенка на данном этапе его развития.

- В общении с ребенком необходимо выстраивание доверительных, партнерских, эмпатийных взаимоотношений для полноценного психологического, морально-нравственного и социального развития личности ребенка.

Список литературы:

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. -М.: Фонд «За экономическуюграмотность», 1995. 296 с.

2. Алешина М.В. Педагогическая поддержка индивидуального стиля учения школьников. Дисс. канд. пед. н., Саратов, 1999. 200 с.

3. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. / в сб. статей // Новые ценности образования: забота -поддержка консультирование. Вып 6. М.: Инноватор, 1996.- 72 с.

4. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания / методологический аспект. Каунас: Швиеса, 1984. 189 с.

5. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человекакультуры и нравственности (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов н/Д.: РГПУ, 1995.-32 с.

6. Вергелес Г.И., Матвеева JI.A., Раев А.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.-159 с.

7. Виноградова Г.А., Елманова В.К., Скопылатов И.А. Психологические основы управления педагогическими коллективами. Тамбов, 2000.- 142 с.

8. Волкова А.И. Психологическая поддержка развития личности ребенка как стратегия личностно развивающего взаимодействия. Дисс. канд. пс. н., Ростов н/Д, 1998. - 168 с.

9. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / материалы всероссийской конференции. Москва, 1996. 75 с.

10. Егорова Т.В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей с ограниченными возможностями. Автореф. дисс.канд. пед. н. Саратов, 2000.-19с.

11. Залевская А.Г. Педагогические условия развития лидерской устремленности как самоценной формы активности ребенка дошкольника. Дис. канд. пед. н., Ставрополь, 1999. 144 с.

12. Зарецкий В.К. Проблемы поддержки детей с особенностями развития / в сб. статей // Новые ценности образования: забота поддержка консультирование. Вып 6. М.: Инноватор, 1996. - с. 6063

Просмотров работы: 198