РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

Бабаева Г.Р. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья – это традиционно главный институт воспитания. В семье ребёнок находится значительную часть своей жизни и так как воздействует на личность семья, не может воздействовать ни один из институтов воспитания. Именно родители играют решающую роль в формировании личности ребёнка, его характера, норм поведения, жизненных ориентаций.

Семья обладает серьёзными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере любви и нежности, заботы и уважения, понимания и поддержки. Потребность в родительской любви – одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека, в ней нуждается ребёнок любого возраста. Родители являются важнейшим субъектом воспитания человека. Нужда в родительской любви поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Причём, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь всё больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. «Есть только одна страсть, - писал Э. Фромм, которая удовлетворяет потребность человека в его единстве с миром и в обретении при этом чувства целостности и индивидуальности, - это любовь. Любовь – единство с кем-то или чем-то вне себя самого при условии сохранения отделённости целостности собственного я». (Э. Фромм, 2000).

Семья может влиять на личность как положительно, так и отрицательно. Положительное воздействие состоит в том, что родители любят его лучше и заботятся о нём больше. Для ребёнка родители являются образцом для подражания. Если супруги доброжелательно, внимательно, заботливо относятся друг к другу, то этот тип поведения перенимают и дети. В семьях, где царит уважение, любовь и доверие дети растут уверенными в себе, здоровыми и эмоционально уравновешенными. Вырастая такие дети уважительно относятся и к другим людям. Чешский педагог М. Климова-Фюгнерова отмечает: «Родительский дом в становлении и культивировании чувств занимает первоочередное место. Заменить его не может ничто. Дом для ребёнка – школа подготовки к жизни. В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость не только к детям…, но и ко всем остальным членам семьи. Воспитание чувств включает в себя воспитание сочувствия. Развитие этого чувства требует поддержки со стороны родителей – и не только словом, но и примером. Сочувствие – одно из прекрасных человеческих свойств, потому что оно – выражение человечности».

Но в то же время семья может нанести вред воспитанию детей. Многие родители, стремясь воспитывать нравственные качества у детей, сами в их присутствии могут говорить неправду, некорректно себя вести, что конечно, отрицательно будет влиять на их нравственное воспитание. В таких семьях наблюдается грубость, невнимательность в отношениях.

Недостаток любви в раннем детстве влечёт за собой эмоциональное недоразвитие человека. Личность, сформировавшуюся в результате депривации родительской любви, характеризует чувство внутренней пустоты, стремление к контакту и близости. Такие люди личностно незрелы, агрессивны, неуправляемы.

Педагогические упущения родителей могут быть вызваны рядом причин:

  •  
    1.  
      1. неполная семья;

      2. конфликтная атмосфера в семье;

      3. изначально сформировавшаяся ложная точка зрения на воспитание ребёнка;

      4. авторитарные методы воспитания;

      5. излишняя порочная родительская любовь.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к чтению, к труду. Нормальная семейная атмосфера создаётся в том случае, если родители осознают свой долг и чувство ответственности за воспитание детей, внимательно относятся к их учебной, трудовой и общественной жизни, помогают и поддерживают в больших и малых делах. «Эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнёром, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребёнка». (Карабанова О.А., 2001).

Созданию благоприятной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.

Развитые в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и взрослыми обогащают личность ребенка, требуют применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись коллективным формам воспитания.

Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей и старших братьев и сестер. Чем выше авторитет взрослых в глазах детей, тем сильнее влияют они на характер и поведение своих детей. Основа родительского авторитета является жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. При этом нужно всегда помнить, что в каждой человеческой деятельности есть свои напряжения и своё достоинство. Ни в коем случае родители не должны представляться детям как рекордсмены в своей области. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших товарищей отца и матери. Гражданский авторитет родителей только тогда будет цениться детьми, когда родители не афишируют свои достоинства, а ответственно относятся к своей работе, умеют справляться с трудностями, уважают членов семьи. Дети приучаются сочетать личные интересы с интересами других членов семьи, а впоследствии и с интересами всего общества.

Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность. Родителям необходимо искренне радоваться успехам детей и огорчаться их поражениям. Следует приглашать друзей сына или дочери в дом: это важный момент в их самоутверждении. В родителях ребёнок должен видеть самых близких, верных и лучших друзей. Нужно любить ребёнка таким, какой он есть.

В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит родителей о помощи, потому что не умеет этого сделать, поэтому родители сами должны прийти с помощью. Эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если родители знают жизнь своего ребенка, то они увидят как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Например, принять участие в детской игре, либо познакомиться с друзьями детей, либо побывать в школе и поговорить с учителем. Если в семье несколько детей, а это - самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие братья и сестры.

Конечно большую заботу о детях берёт на себя мать. Но в то же время важна и роль отца, особенно если в семье ребёнок – мальчик. В современной семье решающую роль играет не столько прямое воспитывающее влияние отца, сколько общие характеристики его поведения, формирующие образ доброй, уверенной в себе силы.

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже лучше, чтобы ребенок видел настороженность родителей, внимание и доверие к его силам. Нужно с раннего детства развивать в детях самостоятельность, тогда у него будет меньше проблем когда он вырастет.

Любовь к ребёнку не только развивает личность маленького человека, она преобразовывает и совершенствует личность отца и матери, обогащает их духовный мир. Чуткость, внимание, доверительный тон родителей вызывают у ребёнка ответное желание поделиться своими радостями и переживаниями. Уверенность ребёнка в родительской любви правильно сформирует его нравственное поведение, и только любовь способна научить любви.

Список литературы:

  1.  
    1. Фромм Э. Искусство любить /ред. Д.А. Леонтьев. – 2-е изд. – СПб: 2000.

    2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. Уч. пос. – Самара, 2001.

    3. Климова-Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск, 1981.

Просмотров работы: 334