ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКА

Гаджиев Н.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка.

Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве) [5].

Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово «обычай», который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях. Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением. Следуя им, человечество исподволь прививает себе определённые нравственные черты и качества, воспитывается незаметно для себя: естественно и просто. Традиции имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение, так как влияют на приобщение людей к социальному опыту человечества.

Семейно-бытовые традиции и обычаи необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие.

Семья является носителем этнокультурных образцов, наследуемых из поколения в поколение. Проблема изучения исторического опыта семейного воспитания как социально-исторического феномена находилась в сфере научных интересов многих ученых прошлого и настоящего времени. Каждый народ имеет собственную систему воспитания, отражающую особенности условий жизни и менталитета [1].

Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации основывается прежде всего на «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [4], которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Данная концепция призвана обеспечить конституционные права и свободы граждан России в области сохранения и развития национально-культурного наследия каждого народа нашей страны. В этом документе раскрывается роль этнокультурного образования в современном российском обществе, намечает перспективы развития образования и условий развития.

Этническая культура включает в себя совокупность духовных и материальных ценностей того или иного народа. В нее входят не только национальные образы мира, менталитет народа, его празднично-обрядовые и семейно-бытовые традиции, этнические стереотипы поведения в природной среде и в социуме, но и народная художественная культура (художественные ценности того или иного народа, а также этнические формы их бытования, сохранения и трансляции). Этнокультурное образование обладает огромным педагогическим потенциалом в формировании у обучающихся этнической идентичности, толерантности, культуры межнационального общения, в профилактике межнациональных конфликтов. Такое образование формирует у учащихся понимание духовных ценностей других народов через ценностную систему своего народа. Оно обеспечивает, с одной стороны, взаимодействие между людьми с разными культурными традициями, с другой – сохранение культурной идентичности собственного народа [4].

В.И. Андреев в книге «Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс» [2] в качестве приоритетных стратегий культурологического подхода выделяет следующие:

1) развитие личности как человека культуры;

2) эффективность воспитания во многом зависит от уровня общей культуры (нравственной, физической, эстетической и т.п.) учителя, а также его профессиональной культуры;

3) в воспитании в качестве базиса и приоритета должна быть национальная культура и соответственно этнопедагогика;

4) в воспитании необходимо учитывать социокультурную ситуацию;

5) уровень культуры родителей играет важную роль в воспитании личности;

6) достижения мировой культуры должны быть выделены в контексте процесса воспитания.

Анализ педагогических исследований Г.Н. Волкова показал, что стимулирующее, мобилизующее влияние на всю систему воспитания оказывает семья. «...Она даже в состоянии сдерживать разлагающее воздействие окружающей среды, особенно в нынешних условиях. В жизни каждого народа семья - святыня. ...Естественность воспитания обеспечивается, прежде всего, матерью» [3].

Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребенка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример ему».

Дагестанская семья представляет собой этнопедагогическое пространство, интегрирующее национальные, российские, общечеловеческие социальные, культурные особенности при доминирующей роли собственно этнических. Социальная, этнологическая, демографическая, культурная специфика дагестанской семьи обусловливает народные воспитательные традиции.

В системе традиций этнопедагогики дагестанской семьи наибольшее значение имеют те ее аспекты, которые касаются родителей как самых первых и незаменимых воспитателей своих детей, которые обязаны относиться к матери и отцу с покорностью и почитанием. Такое отношение заложено в природе самого человека и является гарантией его гармоничного существования. В дагестанской семье всячески поддерживается авторитет родителей как источник духовно-нравственного влияния на детей. Право матери подчеркивается особо, так как на нее ложатся тяготы, связанные с вынашиванием, родами, кормлением и воспитанием ребенка. В педагогической культуре дагестанцев отец также играет важную роль в семье, его слово для ребенка имеет особенное, во многих ситуациях - решающее значение.

Б.Ш. Алиева отмечает, что «система семейного воспитания народов Дагестана включает не только семью, но и организованные традиционные общности более высокого класса – джамаат, тухум, годекан, а также духовные факторы – ислам, обычаи, обряды, праздники, фольклор (сказки, пословицы, исторические предания и др.)». Во многих своих исследованиях автор подробно останавливается на этнопедагогическом потенциале дагестанской семьи [1].

Традиционная народная культура Дагестана, несмотря на все свое несомненное многообразие, также свидетельствует об исконном духовном педагогическом единстве дагестанских народов. Это прослеживается в таких ее сторонах, как одинаковые традиции воспитания - почитание старших, воспитание детей на примере старших; существование мелодий или фольклорных сюжетов, общих для нескольких или даже для всех народов Дагестана; то же можно сказать и о разных видах орнаментов, об элементах национальной одежды (особенно мужской) и т. п.

Богатейшее устное творчество - составная часть народной педагогической культуры Дагестана. Фольклор имеет огромное мировоззренческое значение, является эффективным средством в комплексе тех общеобразовательных и воспитательных задач, которые надлежит решать школе на современном этапе.

У народов Дагестана веками складывался «педагогический генофонд» -отработанные методы и приемы воспитания, отношение к детям, отношения к супругам, к браку. Педагогические знания народа по воспитанию детей нашли отражение в устном народном творчестве, которое передавалось из поколения в поколение. Изустная форма педагогического знания не исчезла, она сохранилась в виде педагогической культуры народа, его ментальности. Фольклор - это неоценимый кладезь мыслей и чувств, народных стремлений и верований, мудрости и заветов народа; в нем отражена многовековая история духовного развития народа, выражены его педагогические мечты и чаяния, философия, взгляды на свое прошлое, настоящее и вера в светлое будущее. Наиболее глубокие и яркие, художественно совершенные типы героев созданы фольклором, устным творчеством трудового народа [1].

В материалах фольклора в специфической, своеобразной форме запечатлены обычаи воспитания детей, бережного, ценностного отношения народа к семье и ее традициям. И в этом также состоит его большое воспитательное значение. Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту. Предлагаемые для младшего дошкольного возраста русские народные сказки и сказки народов мира разнообразны по содержанию, объему и динамичности. В дагестанских сказках содержится богатый материал о семье, о взаимоотношениях членов семьи друг с другом. В них заложен опыт разумного взаимодействия членов семьи друг с другом, запечатлен устоявшийся в веках идеал человека-семьянина. Жесткое ролевое поведение в семье с четким половозрастным распределением прав и обязанностей способствует созданию внутрисемейной гармонии.

Такая система работы регулирует взаимоотношения детей, способствует воспитанию нравственного отношения к другому, формированию гуманных способов проявления сочувствия, понимания, принятия, сопереживания сверстнику, что является одним из основополагающим аспектов этнокультурного развития.

Знакомя дошкольника с явлениями общественной жизни, педагог особое внимание уделяет таким темам, как «Семья». Здесь взрослый формирует интерес к своей родословной, детям предлагают нарисовать всех членов семьи, рассказать о них. Эффективными формами взаимодействия педагога с детьми являются беседы («Что такое родословное дерево», «Мои мама, папа», «Отдыхаем всей семьей», «Мои бабушка и дедушка, какие они»); встречи с близкими взрослыми например, к детям приходит бабушка и дети рассказывают ей о жизни в детском саду, она – о себе, своих увлечениях, показывает фотографии); игры («Найди сходство», «Найди различие», «Чей я ребенок, угадай», «Найди пару»), которые помогают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками; рассматривание семейных альбомов, создание альбомов «Наши сестры и братья», «Наши бабушки и дедушки», «О мамах разных и очень важных» и т.д., изготовление групповой газеты «Как я провел лето».

Для реализации семейной этнопедагогической программы должны использоваться духовно-нравственные, этнокультурные, социальные, материальные ресурсы. Говоря об этнопедагогических функциях семьи, надо признать, что она является основным носителем этнокультурных образцов, наследуемых из поколения в поколения, а также создает необходимые условия для социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы житейских знаний, навыки поведения. Семья является основой всех других социальных институтов, и поэтому развитие семьи означает развитие нации в целом, и семья создает неуловимую атмосферу чувств, которыми дышат подрастающие поколения (И.Я. Яковлев). Разрушение, распад семьи имеет катастрофические последствия, поэтому укрепление семьи означает стабилизацию положения нации в полиэтническом пространстве. Этнокультурный компонент в образовании повышает мотивацию в формировании уважительного отношения к истории.

Таким образом, для практической реализации идеи этнокультурного образования необходимо знать сущностные характеристики, подходы и развитие этнопедагогики в истории образования, только при этом условии можно надеяться на успешность в создании культурно-развивающего пространства в деятельности образовательного учреждения инновационного вида.

Список литературы:

  1. Алиева Б. Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 Пятигорск, 2006 375 с.

  2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

  3. Волков Г.Н.Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.., 2000. – 176 с.

  4. Национальнаядоктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. №751.

  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: 2003.

Просмотров работы: 270