ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ВАЖНЕЙШЕГО КОМПОНЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ КАК ВАЖНЕЙШЕГО КОМПОНЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Манафова У.К. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование экономической культуры неразрывно связано с подготовкой школьника к социальной жизни, труду, как одно из необходимых условий становления гражданской позиции личности. Таким образом, экономическая культура является составной частью базовой культуры личности школьников наряду с культурой нравственной,гражданской, экологической, эстетической и т.д. Кроме того, экономическая культура - составная часть культуры труда и профориентации. Однако говорить в полной мере об этой важной социально-педагогической категории применительно к младшему школьнику было бы неправильно. Речь, скорее всего, идет об основах экономической культуры, то есть о тех категориях,которые являются фундаментом научных понятий и на которых базируется школа.

Анализ научной литературы позволил сделать вывод о возможности формирования у школьников экономической культурыкак совокупности экономических знаний, взглядов, убеждений, исторического опыта и традиций, умений применять экономические знания в практической деятельности. Экономические знанияявляются одним из компонентов экономической культуры, формирование которой обусловлено, с одной стороны, переходом нашего общества от административно-хозяйственной экономической модели к рыночной, с другой - процессом социализации подрастающего поколения.

Формирование экономической культуры личности осуществляется на фоне систематической деятельности по формированию мировоззрения школьников как целостной системы взглядов на мир.

Наблюдения показывают, что формами знаний в начальной школе являются, в основном, представления и понятия; учащиеся не доходят еще до суждений и умозаключений.

Чтобы отчетливо понять механизм формирования экономических знаний у школьников, необходимо уточнить понятия "экономическое сознание" и "экономическое мышление". Эти два понятия взаимосвязаны, но не тождественны.

Экономическое сознание - обеспечивает понимание экономической жизниобщества, превращает членов этого общества в активных творческих участников производственного процесса.

Экономическое сознание включает знанияоб основных законах развития рыночной экономики, совершенствования производственных отношений, системы управления и методов хозяйствования. Важнейшей его частью является способность к экономическому мышлению, а оно предполагает умение осмысливать явления экономической жизни с учетом достижений науки и техники. Экономическое сознание, таким образом, позволяет понимать экономику как целостное явление, в котором эффективность всего народного хозяйства зависит от эффективности каждого отдельного производственного звена.

Экономическое сознание выполняет ряд общественных функций: просвещенческую, развивающую, воспитательную, организующую и прогностическую. В начальной школе возможно и необходимо реализовать просвещенческую (распространение экономических знаний) и развивающую (формирование экономического мышления школьников) функцию при руководящей роли функции воспитательной.

Функции экономического сознания обеспечиваются в результате экономического воспитания школьников. Оно включает их в производственные отношения, дает представления о различных сторонах экономической жизни общества, знакомит школьников с основными категориями экономики и объективными экономическими законами общества. По мнению О.М. Стригиной экономическое воспитание - это «организованная педагогическая деятельность, специально продуманная система работы, направленная на формирование экономического сознания» [2, С. 13].

Нам представляется, что экономические знания также должны усваиваться в начальной школе не отдельным учебным предметом, а на межпредметном уровне. Любой вид познавательной деятельности, внеклассная работа должно быть ими «пропитаны», но построено это должно быть уместно, логично и малыми дозами, имея в виду известные функции экономического сознания.

Формируя экономическое сознание младших школьников, педагог прежде всего стремиться к прочности, гибкости, систематичности знаний (просвещенческая функция); к формированию экономического мышления, т.е. стремления осмысливать свою деятельность и работу своих родителей, знакомых с точки зрения предприимчивости, рационализаторства, смекалки, расчетливости (развивающая функция); он формирует у детей умения бережливости, честного отношения к труду, соблюдения трудовой дисциплины (воспитательная функция). Немаловажную роль играет настрой учащихся на эстетически значимый труд, качественный конечный результат. Прогностическая функция экономического сознания нацелена на преемственные и перспективные связи со средним звеном школы и в целом на социализацию личности.

Характерным для младшего школьного возраста является и сама подача учебного материала: сначала дается когнитивная информация (несущая знания), затем идет информация управляющая, ориентиро­вочная, о том, как усваивать когнитивную информацию, и затем - как показатель усвоения - умение применять эти знания в созданных экономических ситуациях. От уровня и качества стратификации понятий зависит пригодность информации для воспитательного процесса, доступность и посильность ее для усвоения младшими школьниками и в конечном итоге -достигнутые результаты воспитания.

Экономическое воспитание, входящий составной частью в систему трудового воспитания школьников, понимается нами как целенаправленная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению его в контекст современной культуры. На начальном этапе - это процесс введения воспитуемых в круг основных экономических представлений и понятий, вооружение их навыками и умениями элементарных видов деятельности экономического содержания.

Экономическое воспитание выполняет задачу развития творческого подхода к делу, честности, трудолюбия и предприимчивости детей, что, безусловно, соотносится с выделенными нами социально-психологическими особенностями экономического воспитания:

  • формирование экономических представлений и понятий в деятельности и общении, в целостном педагогическом процессе;

  • осуществление системного подхода с учетом спецификиэкономических понятий;

  • создание комплекса воспитывающих средств, ориентированных на младших школьников, учителей и воспитателей;

  • реализация межпредметных и перспективных связей, обеспечи­вающих эффективный отбор содержания экономических знаний и обеспечивающих перенос знаний из одной области в другую.

Признавая бесспорным тот факт, что личность формируется в различных видах деятельности, мы, разделяя точку зрения Л.Ф.Спирина, считаем, что познавательная и игровая деятельность на базе свободного общения являются источником педагогических целей и средством их достижения одновременно. Цель экономического воспитания формирование основ экономической культуры школьников, учитывая при этом, что основной закон педагогического процесса: обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опытастарших поколений.

С точки зрения Л.С.Выготского только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой. Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития. Значит, в школе ребенок должен обучаться не тому, что он уже может делать самостоятельно, а лишь тому, что он может делать в сотрудничестве с педагогом, под его руководством. Поэтому "зона ближайшего развития" является определяющей в отношении развития ребенка, и то, что ребенок может делать сегодня в этой зоне под руководством учителя, завтра он сумеет сделать самостоятельно и, следовательно, перейдет на новый уровень актуального развития[1; С. 215].

Учитывая возрастные возможности младших школьников, мы опираемся на "зону ближайшего развития" детей и делаем ставку на индивидуальные особенности ребенка, оптимальную постановку задач воспитания и развития.

Список литературы

  1. Выготский Л.С Мышление и речь. / Собр.соч. в 6-ти т.т. Т,2. Проблемыобщей психологии//Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с.

  2. Стригина О.М. Педагогические условия формирования у младших школьников основ педагогической культуры: Автореф. дисс. …канд.пед. наук. - Кострома, - 1999, - 22 с.

Просмотров работы: 200