Решение данной проблемы должно приводить к изменению системы педагогического менеджмента: созданию комплекса управленческих новаций, способствующих развитию учреждений дополнительного образования детей. Управление, в педагогическом смысле – это осуществление педагогом ряда последовательных задач: подготовка и проведение занятий, организация выполнения задач и контроль над их выполнением, подведение результатов и многое другое.
Профессионализм педагога, качество его работы влияют на эффективность работы всего учреждения, так как педагог является существенно – ценным составляющим педагогического процесса. Для этого необходимо направить систему менеджмента на развитие инициативы педагога, повышение их ответственности за качество образовательных услуг. Изучению данной проблемы были посвящены работы: В. С. Лазарева, П. И. Третьякова и других. В своих трудах большое значение они предавали формированию новых подходов к педагогическому менеджменту, и совершенствованию содержания образования в образовательных учреждениях. Были предложены и внедрены такие учебные курсы, как: « Основы менеджмента в образовании» (Е. И. Безруков 1998г), «Основы педагогического менеджмента» (С. П. Понарина 1998г) и другие.
Стоит дать определение терминам « Менеджмент» и «Педагогический менеджмент». Менеджмент – это система управления производством (учреждением, организацией), применяемая с целью повышения его эффективности. Педагогический менеджмент – это комплекс принципов, методов, организационных форм и приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития. Педагогическому менеджменту присуща своя специфика, которая выражается в своеобразии предмета, орудия, продукта и результата труда менеджера (в нашем случае – педагога дополнительного образования). Предметом труда педагога дополнительного образования в образовательном процессе выступает деятельность самого педагога; продуктом труда – информация (изделие, поделка и т.д.), а орудием труда является слово, речь педагога.
Для эффективности управления образовательным процессом в учреждениях дополнительного образования необходимо учитывать высокую компетентность и профессиональное мастерство каждого педагога. Компетентность педагога характеризуется его готовностью к выполнению профессиональной деятельности, психолого – педагогической подготовки и т.д. Компетентность включает в себя: знание своего предмета, эрудицию, педагогическое мастерство.
Педагогический менеджмент как система деятельности педагога определяется следующими задачами:
Рассмотрение периодичности и последовательности не только отдельных действий педагога, но и всей деятельности в целом.
Соблюдение методики и правил выполнения отдельных видов работы в определенные отрезки времени.
Определение требований к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения целей.
Установление требований к составу и квалификации педагогов, определенных для конкретной деятельности.
Определение количества необходимой информации, и ее основных источников.
Соблюдение основных правил контроля и учета хода и результатов деятельности менеджментов (педагогов).
В теории менеджмента различают 3 принципиально – различных инструмента управления:
Организация, основой которой является – воздействие на человека сверху, с помощью функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности.
Культура управления, включающая в себя: ценности, социальные нормы, правила поведения, признанные обществом.
Рынок и рыночные отношения, основанные на купле – продаже образовательных услуг.
С позиции педагогического менеджмента, Ю. А. Конаржевским выделяются следующие управленческие принципы:
Принцип целостного взгляда человека: рассмотрение каждого члена педагогического процесса как личность сов всеми ее потребностями, целями, переживаниями, которые он испытывает в процессе педагогической деятельности.
Принцип сотрудничества предполагает переход от коммуникации к общению, от субъектно – объектных ксубъектно – субъектным отношениям.
Принцип социальной справедливости направлен на управление педагогическим процессом, при котором все участники процесса находятся в равном положении друг с другом.
Принцип индивидуального подхода предусматривает учет индивидуальных особенностей учащихся, уровня их знаний, интересов, способностей.
Принцип обобщения работы педагога заключается в стремлении педагога разнообразить свою профессиональную деятельность. Этим, в основном должны заниматься образовательные учреждения: они должны побуждать и поддерживать у педагога профессиональный интерес, что, несомненно, приведет к эффективности работы учреждения.
Принцип личностного стимулирования обеспечивает личную заинтересованность педагога в работе, принятие им определенных обязательств перед образовательным учреждением и коллективом.
Принцип целевой гармонизации предусматривает – целеустремленность, целесообразность управления процессом обучения.
Принцип горизонтальных связей предполагает установление связей между всеми членами педагогического коллектива, обмен информацией, опытом.
Теория педагогического менеджмента открывает перед руководителями и педагогами неисчерпаемые резервы, так как обладает следующими возможностями [3, с.194]:
1. Позволяет перейти от вертикальной командно-административной системы управления к горизонтальной системе профессионального сотрудничества, включающая в себя корпоративный стиль управления, учитывающий индивидуальные качества каждого человека, и личностный подход к деятельности по достижению максимальных результатов.
2. Обеспечивает возможность развития каждого ребенка и его личности, и создают условия для развивающего образовательного учреждения.
3. Создают комфортный психолого – педагогический климат для всех участников образовательного процесса.
Педагогический менеджмент УДО имеет свою специфику, так как связан с творческой деятельностью детей и подростков. В работе В.П.Симонова «Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в области управления образовательным процессом» педагогический менеджмент характеризуется как теория, методика и технология эффективного управления образовательным процессом.Внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах.
Педагогический менеджмент в работах некоторых современных авторов выступает как комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательными системами, направленный на повышение их эффективности.
Можно сделать вывод, что внедрение педагогического менеджмента в практику деятельности педагога дополнительного образования и современного образовательного учреждения вызвано необходимостью осуществления адекватного управления в условиях реформирующегося российского образования, когда образовательные учреждения уходят от единообразия, предоставляют населению вариативные образовательные услуги, развиваются, на основе демократизации, участвуют в инновационных процессах.
Список литературы:
Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольноеуправление . М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
Давыдова Т.И, Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. М.: Изд.центр «Академия», 2006
Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами. М.: Педагогическое общество России, 1999.
Хафизова А.М. Педагогический менеджмент как особый вид управленческой деятельности // Фундаментальные исследования. – 2005. – №3 – с.93-94