ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Лаврентьева М.С. 1
1ФБГОУ ВО "Чувашский Государственный Педагогический Университет им. И. Я. Яковлева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В отечественной психологии основы понимания закономерностей развития в подростковом возрасте заложены в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др. Часто весь подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его бурное протекание, сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых. По мнению Выготского Л.С. включающего пубертатный возраст в число стабильных: «…нам известно об этом возрасте и что характеризует его как период огромного подъема в жизни подростка, как период высших синтезов, совершающихся в личности. Это вытекает как необходимый логический вывод из той критики, которой в советской науке были подвергнуты теории, сводящие период полового созревания к "нормальной патологии" и к глубочайшему внутреннему кризису».

Основные идеи, которые и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста, были изложены в труде С. Холла «Взросление». Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности подростничества, периода «бури и натиска». К. Левин говорил о своеобразной маргинальности подростка, выражающейся в его положении между двумя культурами — миром детей и миром взрослых. Подросток уже не хочет принадлежать к детской культуре, но еще не может войти в сообщество взрослых, встречая сопротивление со стороны реальной действительности, и это вызывает состояние «когнитивного дисбаланса», неопределенность ориентиров, планов и целей в период смены «жизненных пространств». Развитие личности подростка было проанализировано в психоаналитическом ключе 3. Фрейдом и А. Фрейд. В подростковый период половое созревание, прилив сексуальной энергии расшатывает сложившееся ранее равновесие между структурами личности, и детские конфликты возрождаются с новой силой. Э. Эриксон рассматривал подростничество как центральный период для решения задачи личностного самоопределения, достижения идентичности. Но несмотря на то, что подростковый возраст в психологии ХХ столетия изучался достаточно подробно, современные подростки отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социально – психологических особенностей. Среди них исследователями отмечается повышенная конфликтность подростков в условия школы, в семье. Современные подростки чаще стали демонстрировать девиантное поведение. Практика показывает, что подростки не умеют разрешать возникающие конфликты, и в их конфликтных отношениях преобладают деструктивные тенденции. Для снижения остроты подобных явлений и более продуктивного разрешения межличностных конфликтов, необходимо их психологическое сопровождение. Окружающие люди должны с пониманием относиться к подросткам, понимать причины их поведения. Необходимо выработать особое отношение и поведение относительно подростков. Для этого необходимо выявить психологические особенности подросткового возраста. Пубертатный период, или период созревания, есть стадия, в которой человек становится половозрелым, т. е. период, в течение которого созревают первичные и вторичные половые признаки.

Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек – между 13 и 15. А психическая пубертатность возникает раньше – примерно в 11-12 лет. Однако цифры в отдельных случаях очень колеблются. Начинается подростковый возраст с кризиса, который характеризуется как физиологическими изменениями, так и психосоциальными. Поэтому весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых.

Рассматривая кризис подросткового возраста как один из самых важных и сложных критических периодов развития, наиболее адекватным является традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит три фазы:

1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур;

2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте – это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна);

3) посткритическую фазу, т. е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п.

Холл по праву назвал этот возраст периодом «бури и натиска». Содержание подросткового периода он описывал как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает «чувство индивидуальности».

Эриксон считал, что «подростковый ум есть по существу ум моратория - психологической стадии между детством и взрослостью, между моралью, уже усвоенной ребенком, и этикой, которую еще предстоит развить взрослому».

Психологические особенности подросткового возраста, когда они резко выражены, получили название "подросткового комплекса". Он включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно без достаточных причин, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Основная особенность подросткового периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее. Нередки, например, случаи, когда интеллектуальное развитие школьника существенно опережает развитие личностных особенностей: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности – ребенок.

Несмотря на значительные индивидуальные различия между детьми, в целом можно сказать, что в это время увеличивается количество обид, ссор между детьми, а также между детьми и взрослыми. Дети в это время часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослому. Их поведение нередко характеризуется демонстративностью. Эта ситуация усугубляется влиянием полового созревания, что способствует еще большему возрастанию импульсивности, воздействует на остроту восприятия подростком "обид" со стороны других людей, а также на форму выражения обид и протеста. Физиологическая основа пубертатного кризиса. Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.

Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик «скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек «скачок роста» обычно начинается и кончается на два года раньше. Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Половая идентификация. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков все в большей мере осознает истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство — более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении). Образ физического «Я». В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, излишний вес или худоба — все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Та или иная оценка своей внешности влечет за собой определенную самооценку по всем остальным качествам, вот почему подростки с дефектами внешности чаще всего страдают от чувства неполноценности.

Подростничество – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. В этом возрасте складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделим формирующиеся у него чувство взрослости и «Я - концепцию». Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Одним из личностных новообразований подросткового возраста является чувство взрослости. Как проявляется чувство взрослости подростка? Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками, стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Чувство взрослости – это психологический симптом начала подросткового возраста. По определению Д.Б. Эльконина, «чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность». Подростковое чувство взрослости – главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда - типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка.

Центральное личностное новообразование этого периода – становление нового уровня самосознания, «Я - концепции». Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости «Я - концепции», системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Подражание внешним формам поведения. Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12–13 лет, копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Подражание идет и по линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, поездки за город, дискотеки и т.п. Необходимо остановиться и на специфическом феномене подросткового периода - максимализме. Как известно, новый тип самосознания подростка предполагает появление оценочных критериев человека как личности. Происходит отделение в сознании индивидуальных, или личностных, качеств от их конкретных носителей, т. е. появляются обобщенные эталоны человеческих качеств.

Старшие подростки в результате сравнительного анализа своего поведения существенно сближают критерии самооценки и оценки окружающих и начинают более объективно оценивать себя. В этом проявляется психическое новообразование подросткового периода – потребность в самосовершенствовании. В психологической готовности к самоопределению, безусловно, ведущую роль играет самосознание – осознание своих качеств и оценка их, представление о своем реальном и желаемом Я. Подросток становится особенно чутким ко всякой оценке его личности. Самолюбие, гордость, а весьма часто и тщеславие, принимают болезненные формы. Собственная оценка своей личности обычно бывает неправильной: свое Я переоценивается. Признание общего авторитета, подчинение дисциплине и в особенности послушание взрослым становятся невыносимыми. Поднимается сначала глухой, а затем открытый протест против стеснения своей свободы, своих желаний и стремлений. Начинается словно месть за то повиновение, которое выказывалось раньше.

Также важно отметить, что в подростковом возрасте в виду становления новых ценностей, формирования «Я – концепции», возникает внутриличностный конфликт. Внутриличностный конфликт – это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира, отражающее противоречивые связи социальной средой и задерживающее принятие решения.

Формами проявления внутриличностного конфликта, по мнению Зеленкова М. И, являются:

1) Неврастения. Ее симптомами служат невыносимость к сильным раздражителям; подавленное настроение; снижение работоспособности; плохой сон; головные боли.

2) Эйфория: показное веселье; выражение радости неадекватно ситуации; «смех сквозь слезы».

3) Регрессия: обращение к примитивным формам поведения; уход от ответственности.

4) Проекция: приписывание негативных качеств другому; критика других, часто необоснованная.

5) Номадизм: частое изменение места жительства; частые разрывы отношений с друзьями; изменение привычек, увлечений, обстановки.

6) Рационализм: Самооправдание своих поступков, действий, даже неадекватных и социально неодобряемых. Следует особо отметить, что в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период представляет собой значительную перестройку ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Однако здесь ведущими будут уже не возрастные закономерности, а закономерности, связанные с индивидуальным формированием психики человека.

Список использования источников:

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М., 1995

  2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 томах. – М.,1984. – Т. 4

  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. ­ М.: Высшее образование; МГППУ, 2009 – 460 с.

  4. Практическая психология образования; Учебное пособие 4-е изд./ Под редакцией И. В. Дубровиной – СПб.: Питер, 2004 – 592 c.

  5. Эриксон Э. Детство и общество / Э.Эриксон. – М., 1996

Просмотров работы: 1030