ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2018

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Нурудинова А.Х. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из существенных тем в психологии считается формирование положительной самооценки человека. Старший дошкольный возраст – считается первым шагом в осознании ребенком самого себя, личных желаний, нужд и мотивов в мире человеческих отношений.

Детство – считается одним из наиболее активных этапов развития личности. Ни в одном другом возрасте человек не познает такое количество качественно своеобразных стадий жизни как в раннем возрасте. Из абсолютно беззащитного ребенка он преобразуется в индивидуума с собственными увлечениями, нуждами, чертами характера, ценностными ориентирами, высоконравственными принципами, первыми взглядами на жизнь, в мир, на человеческое общество. Главным центром личности является самооценка человека, что в собственную очередь может помочь установить актуальные ориентиры человека, степень его притязаний и всю систему оценок. Оценка оказывает влияние в формирование стиля и поведения, обуславливает динамику и направление развития человека.

Главная цель, которую необходимо достичь детям старшего дошкольного возраста – это ясная, уверенная, эмоционально позитивная самооценка, которая определяет стремление детей к учебе [1].

Знакомство с исследованиями показывает, что в раннем возрасте формируются способности для воспитания элементов самосознания, в данном случае самооценки. Таким образом, B.C. Мухина отмечает, что оценка подразумевает осознание ребёнком того, кто он, какие качества в нем преобладают, как к нему относится общество и чем определено это отношение. Наиболее заметно самосознание проявляется в самооценке, в том, как ребенок может оценить собственные достоинства, прoигрыши, свои личные характерные черты и возможности [2].

Детский психолог В.Сатир отдавала самооценке главную роль среди причин, которые устанавливают успех либо провал в воспитании детей и формировании индивида. Под самооценкой она понимала «способность человека честно с любовью и по достоинству дать оценку себе»: Личность с положительной самооценкой может создавать возле себя атмосферу правдивости, ответственности, любви. Такая личность испытывает свою важность и нужность, ощущает, что общество вокруг станет лучше оттого, что он в нем существует. Он полагается сам на себя, но способен искать поддержку и в других людях в сложных ситуациях. Он убежден, что все время может находить независимые решения, осуществлять обдуманные поступки. Только ощущая собственную значимость, человек способен наблюдать, принимать и уважать высокую значимость окружающих его людей. Личность, имеющая высокую самооценку, вселяет доверие и надежду. Он не пользуется правилами, если они не соответствуют его эмоциям. В то же время он не зацикливается по поводу собственных переживаний. Он может совершить необходимый выбор. И в этом ему помогает его умственные способности [3].

У дошкольников оценка и самооценка носят более эмоциональный характер. Среди взрослых, которые присутствуют в общество ребенка, наиболее яркая положительная оценка дается тем из них, к кому дошкольник чувствует любовь, доверие, привязанность [4].

У детей дошкольного возраста самооценка, больше всего, завышенная – так как дошкольник высоко дает оценку собственным способностям и успехам, вне зависимости от действительности результата собственных действий. Это происходит от того, что единая положительная самооценка распространяется на отдельные действия – ребенок ещё не в состоянии разделять положительное отношение к себе от оценки своих определенных дел. Согласно этой причине отрицательные оценки и замечания не оказывают необходимого воспитательного эффекта.

У мальчиков и девочек самооценка не одинаковая. Отношение к себе как к представителю конкретного пола имеет влияние и на формирование оценки себя как индивида в целом. Исследования гендерных отличий самооценки дошкольников являются значимыми как социально-психологические, так и с позиции возрастной психологии. Отношение к себе и к другим людям строится на гендерных стереотипах, под которыми понимаются традиционные и устойчивые роли и образы, типичные характеристики, которыми наделяют мужчин и женщин [5].

Известны несколько факторов, имеющие влияние на гендерные отличия по устойчивости самооценки:

1) степень открытости во взаимоотношениях;

2) реакция на обратную связь;

3) стресс, связанный с отношениями с близкими людьми;

4) эмоции.

Стандарты, которые прививают дошкольникам их родители и общество, могут помочь построить верное представление о нормах поведения и действиях. Отношение к себе, как к представителю конкретного гендера, оказывает влияние как на индивидуума в полном таким образом и в развитие его самомнения. Оценка владеет вблизи аспектов: подход к себя, анализ себя, которые могут затрагивать разных сторон личности и поведения [6].

Согласно мнению М.И. Лисиной, дети с заниженной самооценкой узнаются по угрюмости, застенчивости, отсутствию жизнерадостности. Дошкольник с низкой самооценкой уверен, что с ним не интересно играть - и в самом деле становится не интересно и скучно, в следствии того что он не разрешает себе увлечься игрой. Но так как, он нуждается в общение, другие дети научат его выполнять роли - невыигрышные, скучные, исполнительские. Однако если внезапно такой ребенок принимает решение совершить шаг (придумать новый сюжет, ударить обидчика, дать списать упражнение либо самому списать - неважно), есть вероятность, то что в последующем ему придется переживать, стыдиться своего промаха либо стесняться своего успеха, прятать собственную сопричастность, сбегая с ответственности.

Можно отметить механизм формирования самооценки в дошкольном детстве, который совершается следующим способом: посредством оценки значимых взрослых (родителей, педагогов); в базе собственного практического навыка; через сверстников, на основе информации о качестве результата при постановлении определенных задач.

Существенное влияние на формирование самооценки оказывают: отношение окружающих взрослых и понимание лично ребенком отличительных черт собственной деятельности, ее хода и итоговых результатов. И понимание этого никак не возникнет автоматически: родители и педагоги обязаны обучать ребенка замечать и осознавать себя, учить координации личных действий с действиями окружающих, корректировать индивидуальные желания с желаниями и нуждами окружающих.

В процессе умственного развития дошкольника преодолевается прямое принятие оценок старших, происходит процесс опосредствования их своим познанием себя. Развитие самооценки у дошкольника совершается под влиянием активных действий: самонаблюдения и самоконтроля. Более оптимальным для развития позитивной самооценки у детей старшего дошкольного возраста являются виды деятельности, направлены на получение результата (игра с мячом, классики). В этом случае дети руководствуются мотивом повышения самооценки, в то время как выполняя деятельность результативного характера (к примеру, вырезание из бумаги), мотивы самооценки уходят на 2-ой план. Точность и объективность оценки и самооценки детей возрастают согласно мере освоения ребенком законов игры, извлечения индивидуального опыта [7].

Чтобы формировать у ребенка позитивную самооценку, нужно чтобы в семье ребенок чувствовал что он обделен вниманием, любовью, вне зависимости от того заслуживает в данный момент он эту оценку или нет. Родители не должны подчеркивать его промахи, а наоборот заострять внимание на его успехи. Самооценка влияет на жизнь ребенка, по этой причине родители должны помогать детям, когда у них возникают трудности, формировать у ребенка позитивное отношение к самому себе.

Не стоит одобрять все, что делает ребенок, но ругать за все подряд тоже не стоит. При постоянной критике родителей ребенок будет избегать их. Нужно найти способ похвалить ребенка за то, что он сделал и то же время сказать, что так нельзя. И в окончании разговора убедиться, что ребенок понял критику.

Семья является важным элементом в развитии самооценки ребенка. Но ребенок также ходит в детский сад и среди ровесников особо проявляется самооценка ребенка.

Воспитатель оказывается влияние на формирование личности дошкольника развивает его. К каждому ребенку нужен свой индивидуальный подход. Это реализуется при взаимодействии воспитателя и ребенка. Воспитателю необходимо проявить любовь, заботу, привязанность к ребенку в другом случае ребенок будет замкнутым, агрессивным и даже отказывается посещать садик. Поэтому очень важна роль воспитателя в жизни ребенка.

Как считает В. Абраменкова, развитие в процессе дошкольного обучения законам коллективного действия дошкольников и привязанности данного действия производят у детей понимание необходимости действовать согласно этим правилам, оценку собственного действия с точки зрения действия должного, основанного на мнении группы. В воспитание целенаправленности и планомерности волевых операций детей немаловажную значимость представляет именно это понимание законов поведения, как регулирующих удовлетворение собственных желаний, так и стимулирующих процесс преодоления собственного нежелания.

Исходя из этого можно сказать, что роль взрослого имеет особое значение в психическом развитии ребенка. Особое значение для детей имеет эмоциональное состояние в семье, так как семья является социальным носителем соединяющим звено с окружающим миром.

Огромную роль в развитии самооценки играет воспитатели и детский сад. Родителям необходимо взаимодействовать и воспитателями так как возможно дома ребенка в силу своей не компетентности старшие сестры и братья ужинают его а это в свою очередь приводит к низкой самооценке ребенка, для этого нужно проводить семинары, для ознакомления с обязательными правилами.

Признание к детям, бережливое отношение к личности детей это основа стратегии положительного оценивания.

Взаимодействие родителей и педагога очень важна в развитии самооценки ребенка необходимо согласовывать действия.

В любом этапе жизни детей, семья принимается как личный пример. Для детей подобная связь содержит важное значение, она содержит воздействие на развитие жизненных ценностей, на развитие его поведения, характера и в отношение к окружающим его людям, и безусловно же имеет огромное значение в развитие личности в целом.

Список литературы:

1. Альманах психологических тестов // Под редакцией Агибалова В.В. — М., 2006. — 387 с.

2. Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. — М., 2004. – 176 с.

3. Белобрыкина О.А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. — Новосибирск: ГЦРО, 2005. – 395 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 2007. – 387 с.

5. Варга А.Я., Столин В.В. Дела семейные. – М., 2004. – 297 с.

6. Бранден Н. Мощь самооценки. — Киев, 2005. – 396 с.

7. Выготский

Просмотров работы: 106